Режиссер «Театра Post» Дмитрий Волкострелов продолжает исследовать новые формы театра. Как известно, он берется только за современные тексты и предлагает зрителям неожиданные постановочные решения. В новом спектакле «Мы уже здесь» режиссер сталкивает Землю и Марс.
В постановке заняты пять человек: четыре актёра и режиссёр. Где они находятся — не понятно. Говорят, что на Марсе, а нам остается им верить. Хотя можно ли верить в то, чего не знаешь наверняка? И можно ли об этом писать? Эти вопросы задает один из персонажей спектакля. И ответа, в принципе, не требует.
Зрителей «Театра Post» уже не удивляет стиль Волкострелова, его поиски и отрешенность от привычного, стремление заставить зрителя додумывать и угадывать. Пространные диалоги, наэлектризованная атмосфера, смесь театральных и вырванных из реальности сцен — это уже узнаваемые черты режиссера. Но каждый раз он использует их совершенно по-другому. В спектакле «Мы уже здесь» (по одноимённой пьесе Павла Пряжко — прим. ред.) он играет на противоречиях и контрастах, смещая реальность. Далекий в нашем понимании Марс далек и от зрителей. Он не на сцене, а там, за стенкой — в комнате, в которую входят актеры. Эту комнату зритель может видеть лишь через камеру на видео на большом экране. «Вживую» на сценической площадке зритель видит только актеров, вышедших из роли и превратившихся в роботов, которые бесконечное количество раз разворачивают и снова складывают футболки. Получаются две реальности, которые никак не пересекаются между собой.
Пространство комнаты за стеной расширяется благодаря камерам, охватившим несколько ракурсов. Благодаря им же изменяется и время — точные часы на экране и запись с камеры в режиме on-line вдруг сменяются записью, сделанной часом ранее. Зритель попадает в какую-то воронку времени, не понимая, что перед ним: отголоски прошлого или все-таки продолжающаяся развиваться история. Театральная формула «здесь и сейчас» разбивается, и история приобретает «вселенский» масштаб. Пока там, на Марсе, идут не вполне связные обрывки разговоров о вечных вопросах, здесь, на Земле, как в параллельной вселенной, все идет совершенно иначе. Монотонная работа, в точности повторяющиеся движения, безмолвие и безразличие. Там — жизнь, здесь — конвейер.
Но и «жизнь» не такая уж впечатляющая. В разговорах присутствует ощущение оторванности от привычного нам мира. Они не знают, что думают о них на Земле, они не знают, что о них там пишут. И они даже не знают, помнят ли их там, или изредка приходящие сообщения — это запрограммированные электронные тексты, поставленные на таймер? Они могут лишь обо всём догадываться и верить тому, что до них доходит. Сильно напоминает нашу действительность! Мы получаем какую-то информацию, но можем ли ей верить?
«Важно ли тебе знать правду?» — спрашивает один персонаж другого. И не может добиться вразумительного ответа. А почему важно? Действительно, почему людям так важна правда, почему они так борются за нее, так негативно воспринимают ложь? «Мы уже здесь» — это спектакль без начала и конца. Череда «марсианских» разговоров, перебиваемая однообразной сценой сворачивания футболок, появляется из ниоткуда и уходит в никуда. Никаких точек и ответов. Остается только думать о правде и лжи, об истинности полученной информации. Да и об истинности всего вокруг.
Текст: Яна Чичина Фото: Anastasia Blur