Эпиграфом к фильму могла бы послужить цитата Франца Кафки: «Некровавых сказок не бывает. Всякая сказка исходит из глубин крови и страха». Действительно, а вы можете вспомнить хоть одну сказку, в которой никого не убили или, как вариант, не превратили в пыль и оставили только мокрое место?
Дети выросли, но жажда к сказкам осталась. Вроде сказки остались те же, только теперь они взрослые и страшные, без метафор и подсластителей.
Для своего англоязычного дебюта режиссер Маттео Гарроне выбрал три истории из сборника «Пентамерон», или «Сказка сказок», средневекового итальянского поэта и сказочника Джамбаттисты Базиле. Сразу бросается в глаза, что в отличие от других фильмов в жанре эдакого fantasy mash-up, истории у Гарроне не переплетаются, а персонажи собираются вместе только в двух эпизодах ― на похоронах и на коронации. Несмотря на это, все три сюжетных линии объединены общим смыслом: эгоизм и одержимость собственными желаниями приводят, в конечном итоге, к трагедии.
В картине подкупает то, что она составлена из неизбитых и не заученных наизусть сказочных историй вроде «Красавицы и чудовище» или пересказанной уже на десяток ладов «Белоснежки». А Венсан Кассель в роли развратного короля у Гарроне смотрится органичнее, чем в прошлом своем сказочном образе в ванильной истории Кристофа Ганса.
Итак, первая сказочная новелла в «Страшных сказках» повествует о королеве в исполнении Сальмы Хайек, которая одержима желанием стать матерью. Ради этого она жертвует жизнью мужа-короля, отправив его убить морское чудовище. Съев сердце убитого зверя, королева в ту же ночь рожает. Проходит шестнадцать лет, и теперь у королевы новая беда ― сын предпочитает матери общество крестьянского парнишки. Готовая пойти на все ради любви единственного отпрыска, королева, обратившись в страшное чудовище, пытается убить того, кто встал на ее пути, но кончается все совсем не в ее пользу.
В это же время во втором королевстве разворачивается история короля (Тоби Джонс) и его дочери-принцессы. Не без участия странного хобби короля ― выращивания блохи до размеров собаки ― принцесса становится женой ужасного огра, который уводит ее в свою пещеру высоко в горах. В конце концов, благодаря семье цирковых артистов, которых этот же огр потом и перерезал, принцесса спасается. Она возвращается в замок, неся в мешке голову своего уродливого мужа, которого сама же и убила.
Третья история закручивается вокруг похотливого короля и двух уродливых старух-сестер. Благодаря стечению обстоятельств, одна из сестер вдруг становится молодой и прекрасной, и выходит замуж за короля. Не забывая про родственные узы, она приглашает свою сестру на свадебное торжество. Уродливая бедняжка, в свою очередь, тоже хочет преобразиться, и потому, не добившись ответа от сестры, как той удалось помолодеть, отправляется на поиски того, кто смог бы содрать с нее кожу. В прямом смысле.
Третья новелла с самой кровавой сценой в конце получилась в то же время самой печальной и цепляющей (хотя, возможно, это субъективно). Все переживания второй сестры, были перед нами как на ладони, когда она осталась одна, и когда скиталась в поисках своего «мясника». Стоит отдать должное игре Ширли Хендерсон, которую совершенно невозможно было узнать в гриме.
У Маттео Гарроне получилось каким-то удивительным образом переплести реализм и фантазию. Некоторые сцены по-настоящему ― сказочно ― волшебны, как, например, медитативная сцена убийства морского чудовища под водой. Но в то же время, присутствует и педантичное внимание к деталям: мы можем рассмотреть каждую складку на дряблой, увядшей коже сестер, каждую жилку на сердце убитого чудовища, каждый шрам на голове огра. Режиссер не допускает практически ни малейшей ассоциации с добрыми, но не реалистичными, диснеевскими картинками, разве что кроме потрясающих пейзажей.
Единственное, что оставляет зрителя недоумевать, ― это разрозненность сюжетов. Мы привыкли, что в фильмах-альманахах истории либо переплетаются, либо показываются нам одна за другой. Здесь же три разные новеллы смонтированы вперемешку, и до какого-то момента ты ждешь, когда герои из трех разных королевств встретятся. Но происходит это только в конце, и то, довольно условно.
Несмотря на это дебют Маттео Гарроне на поприще сказок для взрослых получился достойным, без фальшивых попыток угодить и детской, и взрослой аудитории ― этот фильм однозначно для последних.
Текст: Дина Шадиева