Предварительно прокатившись по Петербургу, до российской столицы добрался фестиваль американского кино, больше известный, как «Амфест». В этом году фестиваль выглядит особенно свежим и молодым, благодаря большому количеству отобранных дебютных фильмов начинающих авторов. Немалое внимание было отдано организаторами вопросам творчества (в программе представлено аж четыре фильма на эту тему). Вряд ли это можно назвать формирующейся тенденцией нового американского кино, однако представленные киноленты достойны внимания. Например, дебютная работа режиссера Лулу Ванг «Посмертный» являет собой пример легкого арт-мейнстрима с голливудским налетом (во многом благодаря смазливому личику Джека Хьюстона, засветившемуся когда-то в девчачьем «Затмении»).
«Посмертный» выделяется на фоне остальных картин именно своей «нефестивальностью». Фильм отличают предсказуемый сюжет, довольно известные лица актеров (в дуэте с Хьюстоном сыграла Брит Марлинг - та самая биолог из «Я - начало») и тривиальные типажи героев. Что может быть банальней образа современного художника, страдающего от собственной невостребованности и литрами потребляющего крепкие напитки в своей полуразрушенной мастерской где-то на задворках Берлина? Стоит только взглянуть на этого художника Лиама Прайса (Джек Хьюстон), как тут же вспоминается герой прошлой осени - Антонин. Правда в германиковском «Да и да» жизнь творца-неудачника принимала куда более крутые обороты, нежели в по-голливудски скрашенном «Посмертном».
Лиам - художник, а у любого настоящего художника обязательно должна быть муза. Ее роль постепенно и получает не очень успешная журналистка МаккЭнзи Грэйн, приехавшая в Берлин со своим богатым женихом Эриком (Александр Фелинг). Девушка пытается профессионально утвердиться, принявшись писать материал о романтической судьбе Лиама, Лиам же творит, закусив зубами тлеющую сигарету, и высокопарно рассуждает о жизни и творчестве (все, как и подобает «нормальному» художнику). Что станет итогом их по-началу непростого общения, становится ясно сразу - иначе фильм не был бы таким американским, каким он является на самом деле.
Работу Лулу Ванг можно назвать одноразовой западной мелодрамой в лучших ее традициях и поставить в один ряд с «Одним днем» Лоне Шерфига или, если хотите больше, «500 днями лета» Марка Уэбба. «Посмертный» не пытается удивить или претендовать на что-то, благодаря чему может занять достойные позиции в своей кино-нише.
«Посмертный», безусловно, шире, чем фильм о непростой судьбе непризнанного автора. Это кино о том, ради чего вообще стоит жить. И пусть все мы уже перекормлены фильмами о том, как дорог каждый настоящий момент и что на самом деле перевешивает на чаше весов: признание, слава или самоотдача, верность самому себе - «Посмертный» ценен хотя бы своей несокрушимой жизнеутвердительностью. Ведь отчего-то мы, искушенные зрители, все еще не живем как нам хочется и вечно остаемся недовольными. Так почему бы и не взглянуть еще разок на простые уроки, которые, к тому же, преподносятся зрителю в легкой юмористичной форме и теплой атмосфере Берлинской осени?
Текст: Мария Комогорова