Фестиваль чешского кино, как и ожидалось, порадовал новинками. Чехи умеют снимать так, чтобы говорить со зрителем откровенно, без фальши, заставляя и плакать, и смеяться одновременно. Закрытием фестиваля стал фильм «Фотограф» - байопик о культовом чешском фотохудожнике Яне Саудеке.
У тех, кто не был знаком с творчеством Саудека до просмотра картины, увиденное могло вызвать шок и отторжение. В свое время Саудека обвиняли в распространении порнографии, в пропаганде детской проституции и много еще в чем. Несмотря на это, он является кавалером французского Ордена искусств и литературы, а начиная с 70-х годов, по всему миру проходят выставки его работ, выпускаются его книги, все прочнее укрепляется его авторитет в мире фотографии. Чехи называют его Мастером.
Фигура, несомненно, стоящая того, чтобы о ней знали во всем мире. И вот режиссер Ирена Павласкова снимает о нем фильм, при этом сам Саудек участвует в написании сценария. Интересно, что режиссером выступила женщина, потому что именно женщины, если верить рассказанной на экране истории, всегда являлись для Саудека предметом поклонения и в то же время причиной всех его страданий.
Фильм начинается стремительно. С первых же минут Ян (которого сыграл чешский актер Карел Роден) предстает перед нами в окружении своих моделей, они же – его любовницы, затем появляются его жена, ассистентка и странная навязчивая девушка, которая сыграет в будущем роковую роль в жизни фотографа.
Не остается никаких сомнений, что герой на экране – гений в чистом виде. Вечно растрепанный, лохматый, с похмелья – он непрестанно снимает, его квартира-студия ни на минуту не остается пустой: всегда кто-то присутствует и перед объективом фотокамеры, и в постели художника. И в большинстве своем, вечные спутницы Саудека – не тощие фотомодели, а пышные и крайне пышные дамы, которых во всей их прелести можно увидеть и поныне, вбив в поиск «ян саудек фотографии». Худоба не привлекала фотографа, как предполагают многие, потому что ассоциировалась у него со страшным детством, которое он провел в концлагере, будучи наполовину евреем. Детские страхи остались у Саудека на всю жизнь.
Но вернемся к картине. Как и фотографии Саудека, фильм Павласковой превращает смотрящего в вуайериста: весь быт художника – как на ладони, сам он предстает перед нами в самых своих неприглядных состояниях, но при этом мы видим, как творит гений, из чего рождаются шедевры. Учитывая то, что сам Саудек принимал участие в написании сценария, можно сделать вывод, что все увиденное – некое обнажение его страхов, страданий, боли; то самое желание быть утешенным и по-настоящему любимым, о котором экранный Саудек то и дело повторяет.
В различных сценах проскальзывают вечные мысли о гении и его одиночестве, о гении и посредственности, о гении и его шедеврах. «Автор творит, потому что не может иначе, чтобы потом за свои старания получить по морде», - говорит Саудек в интервью. А один из критиков, с удовольствием рассматривая картины той самой навязчивой девушки, ставшей впоследствии ассистенткой Мастера и самостоятельным фотографом, а потом и вовсе обманом получившая все права на его работы, оправдывая свой интерес к полу-плагиату, заявляет, что «посредственность, в отличие от гениальности, никого не раздражает».
Фильм идет больше двух часов, но смотрится на одном дыхании. Более того, в такой крошечный промежуток трудно уместить рассказ о безумной жизни Саудека, о всех его страданиях и о всем том, что так вдохновляло его творить. В любом случае, можно не ограничиваться экранным временем, а самостоятельно ознакомиться с фотографиями и картинами Яна Саудека, признанного гения, разоблачителя человеческих тайн и срывателя масок.
Текст Дина Шадиева
Не сомневаюсь ни минуты в том, что творит Ирэна Павласкова — это интересно и талантливо. Ее дипломная, насколько я помню, работа «Время слуг» уже была очень высоко отмечена в Монреале. Давненько это было, еще была страна Чехословакия. Жаль, что с 16 летнего возраста нам больше не пришлось пересекаться. Будь счастлива!