В прокат вышла первая экранизация всемирно известной постапокалиптической манги Хадзимэ Исаямы «Атака титанов». В свое время именно она спасла издательство «Коданся» от разорения и была названа «шедевром смерти и разрушения». Однако, чем успешнее оригинал, тем тяжелее его экранизировать ― правило, подтвердившее себя и в этот раз.
За сто лет до событий в фильме человечество было истреблено титанами ― огромными уродливыми людоедами. Спасаясь от них, люди выстроили три стены, за которыми теперь живут. Главные герои ― своенравный Эрен, хрупкая Микаса и задумчивый Армин ― считают древние легенды выдумкой и хотят сбежать за стену. Это им не удается, потому что укрепления рушатся под новой атакой титанов, которая намного мощнее, чем все предыдущие.
Начать стоит с того, что в оригинальной манге есть всё, чтобы зацепить зрителя: эффектные 120-метровые монстры, мелодраматический сюжет любовного треугольника, яркие главные герои. В фильме тоже всё на месте, однако же это не работает. Складывается такое ощущение, что режиссер Синдзи Хигути решил надавить на все точки сразу, но ему не хватило чувства меры, чтобы склеить все воедино.
Сам по себе экшен начинается довольно оригинально, но дальше портится абсолютно неправдоподобным поведением героев и обилием трэшовых сцен, в одной из которых герой попадает в желудок титана, где умудряется выжить. Неподдельный интерес вызывают первая и последняя сцены фильма, а всё, что между ними, в разных вариантах повторяет один и тот же сценарий ― титаны смачно и со вкусом пожирают людей.
Кстати, о титанах. Не нарисованные, а сыгранные живыми людьми, они выглядят жутковато притягательно. Видно, что спецэффекты в фильме не на самом высоком уровне, скорее всего они безнадежно устареют лет через пять, но на фоне топовых супергеройских фильмов, это смотрится на удивление свежо.
Большим провалом фильма остаются герои и их отношения друг с другом. Поклонники манги будут разочарованы тем, насколько экранные персонажи далеки от своих прототипов: Эрен и Микаса не успели перемолвиться и парой слов, но весь фильм они что-то мучительно недоговаривают и страдают, а Эрмин вообще бесполезен ― этакий сценарный костыль, который время от времени говорит главному герою патетичные фразы вроде «нас с тобой никто не ждет».
Возможно, в комиксе и было место для любовной линии, но здесь его нет. Как сказала Микаса в одной из сцен: «Я просто хочу убивать титанов». А мы просто хотим смотреть на это, не отвлекаясь на небрежно выполненную мелодраму или неловкую комедию, сосредоточенную вокруг одной прожорливой девчонки. Особенно, когда все это обильно полито саундтреками и неприкрытым, прямо-таки безвкусным символизмом, вроде парящего орла и раздавленной детской игрушки, да еще наполнено глубокомысленными фразами в духе «даже рай может стать тюрьмой, когда замечаешь стены вокруг», распиханными по разным частям фильма, чтобы зритель успел уловить за реками крови и некую мораль.
У кино есть одна отличительная особенность: оно всему добавляет реалистичности, даже если авторы фильма этого не хотят или забыли об этом. То, что в комиксах или анимации выглядит по-хорошему пафосно, ужасно фальшиво чаще всего выглядит в кино. С этим нужно считаться, иначе любой, даже самый хороший сюжет будет испорчен одним банальным «не верю».
Текст: Елена Вахрушева