В Москве проходит фестиваль итальянских комедий Felicita Italiana. Одной из представленных на фестивале картин стала вторая полнометражная работа молодого режиссера Джорджии Фарино с интригующим названием "Я убила Наполеона". Несмотря на то, что фильм предназначен для внутреннего потребления, он смотрится на удивление легко, вызывает искреннюю улыбку и радует небанальными сюжетными ходами, которые легко могут дать фору штампованным голливудским ромкомам.
Властная, амбициозная и эмоционально сухая Анита – топ в крупной фармацевтической компании. Сообщив своему женатому боссу, что она на четвертом месяце беременности, героиня оказывается подло уволенной и мечтает отомстить. Разоблачающие компанию документы ей приносит милый очкарик-адвокат, который из подставного мужа для родителей постепенно превращается в настоящего для души.
В первой трети фильм не предлагает зрителю ничего уникального, кроме неоспоримого итальянского шарма. Ситуации оказываются типичными, характеры – шаблонными, а шутки – до известной степени наивными. Все это подпирает музыка, прикрывающая неловкость и даже некоторую угловатость фильма. Мир, в котором разворачивается действие, оказывается условен и очень гламурен – в общем, как и в любой приличной романтической комедии. Ведь этот жанр смотрят не для того, чтобы узнать, ЧТО произойдет (это всегда понятно с самого начала), а для того, чтобы увидеть, КАК это случится. То есть насладиться поэтапным сближением героев, их внезапным расставанием и бурным примирением в конце.
И с частью КАК (то есть сюжетно со вторым актом) в фильме действительно все хорошо. Роскошная итальянка Микаэлла Рамаццоти слишком долго играла знойных красавиц – теперь она прямо-таки наслаждается образом холодной отстраненной стервы. Режиссер не боится ускорить темп, завалить горизонт и поэкспериментировать с монтажом – как ни странно, это выглядит не пошло, а очень свежо и даже оригинально. Настоящим украшением фильма становится второстепенное трио подруг, тут и там выдающее фразочки в духе «зачем мне выходить замуж и мучить одного мужчину, когда я могу оставаться свободной и мучить их сотнями». Кстати, с юмором в фильме тоже все в порядке. Тут и разговорные шутки, и визуальные, и ситуационные, и даже харАктерные.
В таком позитивном ритме фильм проходит две трети, и тут начинается самое интересное. Картина неожиданно меняет жанр с романтической комедии на драму, а сюжет идет дальше той черты, на которой обычно всё заканчивается. Если вкратце, то [внимание! спойлер] после красивой свадьбы милый очкарик, который так трогательно ухаживал все это время, оказывается еще большим подлецом, чем женатый босс. Он буквально растаптывает героиню, а вместе с ней и зрителя. Ведь это нас он сцену за сценой уверял, что он – та самая настоящая любовь, которая всегда была рядом, а ее упорно не замечали.
Такой лихой сюжетный поворот удивляет, но за него приходится платить. Невнятным жанром, некоторым разочарованием зрительских ожиданий (а куда комедия делась?), различными логическими нестыковками. Отсюда вопрос: стоило ли оно того? И мое мнение – безусловно стоило! В конце концов, можно находить в фильме какие-угодно недостатки, но если в конце зрительницы шокированно качают головой, отказываясь поверить в такой поворот (реальное наблюдение!) – это ли не лучший комплимент автору?
Текст Елена Вахрушева