Ровно год и десять дней назад от обширного инсульта умерла женщина, которая за свои 89 лет жизни умудрилась свести с ума и женить на себе Хамфри Богарта, стать невестой Фрэнка Синатры и создать эталонный образ героини нуар-произведения. Сегодня мы предлагаем вспомнить фильмы, которые принесли Лорен Бэколл мировую известность и 20-е место в списке величайший актрис XX века по версии "Американского института киноискусства".
1. Иметь и не иметь (To Have And Have Not, 1944) Режиссёр: Ховард Хоукс Сборы: $ 3.65 млнК 19 годам Лорен настолько преуспела в модельном бизнесе, что получила приглашение от Warner Brothers сняться в кино с самим Хамфри Богартом, которого и сейчас мало кто не называет лучшим голливудским актером, а в 1944-м его имя на афише могло продать билет в кинотеатр даже слепому.
Как вы могли догадаться по названию, фильм снят по мотивам одноименного романа Эрнеста Хемингуэя, однако сценарий сильно удалился от первоисточника. Что интересно, в его переработке принимал участие писатель Уильям Фолкнер.
Действие ленты разворачивается во время Второй Мировой войны, сразу после падения Франции, на острове Мартиника. Кубинские революционеры Хемингуэя были заменены на французских последователей Шарля де Голля, мечтающих свергнуть режим Виши.
Главный герой, владелец рыбацкой лодки Гарри Морган (Хамфри Богарт), получает просьбу от сочувствующего свободной Франции хозяина отеля перевезти агента местного сопротивления с соседнего острова назад на Мартинику. По законам жанра, "вдохновить" на такое рискованное дело мужчину должна "дева в беде": на сей раз ей стала застрявшая на острове из-за нехватки денег роковая красотка. Её-то и сыграла Бэколл.
[embed]https://www.youtube.com/watch?v=PX3ccbPbohg[/embed]Хищный взгляд и низкий тембр голоса в сочетании с внешней привлекательностью сделали своё дело. Да, в фильме есть интригующий приключенческий сюжет, образцовые второстепенные персонажи и динамичные сцены, но даже это не смогло отодвинуть на второй план дебют такой актрисы. Она влюбила в себя не только зрителей, но и Хамфри Богарта, который, не долго думая, развёлся со своей третьей женой ради свадьбы с Лорен.
2. Глубокий сон (Big Sleep, 1946) Режиссер: Ховард Хоукс Сборы: $ 3 млн.После успеха "Иметь и не иметь" популярность парочки Богарт-Бэколл взлетела до сумасшедших высот, что не могло не привести к их новой совместной работе. Если предыдущий фильм сумел похвастаться только элементами нуара, то "Глубокий сон" явно метил на Олимп мрачного детектива.
Литературной основой стал первый роман Рэймонда Чандлера о частном детективе Филипе Марлоу, который отличался от своих книжных "коллег" цинизмом и пессимистичным взглядом на общество. К работе над сценарием вновь был привлечен Уильям Фолкнер. Сюжет фильма оказался настолько запутанным, что авторы сами не всегда могли объяснить, кто кого убил, ссылаясь в ответе на шутку про убийцу-дворецкого.
Несмотря на высокие оценки критиков, "Глубокий сон" не снискал большой популярности у зрителей, но при этом мало кто выказывал неудовольствие. Смотреть на Богарта и Бэколл многим показалось гораздо интереснее, чем следить за сюжетом. Конечно же, сердце Филиппа Марлоу досталось персонажу Лорен, но и без нее в фильме запредельно много красивых женщин:
В 1997 году "Глубокий сон" был отобран для внесения в Национальный реестр фильмов США, имеющих культурную, историческую и эстетическую ценность.
3. Черная полоса (Dark Passage, 1947) Режиссер: Делмер Дэйвз Сборы: $ 3 млн.В том, что нуар отлично подходит для раскрытия талантов Богарта и Бэколл, после "Глубоко сна" уже не сомневался никто. Их третий (из четырёх) совместный фильм стал самым мрачным и "густым". Это была криминальная драма про художницу Айрин Дженсен, которая помогла беглому преступнику Винсенту Перри укрыться от правосудия, так как сочла его невиновным в убийстве жены.
Фильм примечателен тремя главными деталями:
1) Лицо главного героя демонстрируется впервые лишь на 62 минуте. Кроме того, некоторые сцены сняты с использованием "субъективной камеры", т.е. зритель наблюдает за происходящим глазами персонажа Богарта.
2) Некоторые критики называли главным действующим лицом картины не кого-то из персонажей, исполненных звёздной парой, а город Сан-Франциско, пейзажи которого придают фильму действительно неповторимый шарм.
3) "Черная полоса" - единственный фильм с Богартом и Бэколл, где Лорен превзошла мужа по части актерской игры. Если игра её супруга вызвала у критиков некоторое неодобрение, то сама актриса получила бесконечно хвалебные отзывы.
В целом, картина заслуживает внимания скорее с точки зрения стилистики, чем сюжета. От просмотра оторваться практически невозможно, но при прочтении сценария шансы уснуть от скуки близки к стопроцентным.
4. Риф Ларго (Key Largo, 1948) Режиссер: Джон Хьюстон Сборы: $ 8.125 млн.Через 10 месяцев вышел последний фильм, в котором Хамфри Богарт и Лорен Бэколл сыграли вместе. "Риф Ларго" хоть и не имеет никакого отношения к их предыдущим работам, но всё же становится своеобразным итогом. Действие происходит на острове, персонажу Богарта снова доведётся вступить в перестрелку на катере, самой популярной локацией вновь становится отель - всё, как в их первом фильме.
Последующие две совместные работы напоминала циничность главного героя, героиня Бэколл снова была отважной и красивой женщиной, готовой рисковать за сохранение доброго имени всех и вся; также присутствовали гангстеры и прочие нуар-элементы.
Фильм запомнился высочайшим уровнем актеров второго плана. Эдвард Г. Робинсон (гангстер Джонни Рокко) и Лайонел Бэрримор (хозяин отеля Джеймс Темпл) зачастую заставляли забыть о том, что они не главные герои. А сыгравшая бывшую любовницу главного антагониста актриса Клэй Тревор получила "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана. Эпизод, в котором гангстеры шантажом заставляют её героиню петь, врезается в память на долгие годы.
[embed]https://www.youtube.com/watch?v=8vh8veUgPt8[/embed]"Риф Ларго" разыгрывает перед зрителем классическую историю про пленение жителей дома бандитами, которые держат их в заложниках до определенного времени, пока они сами не смогут его покинуть. Такая "герметичность" даёт режиссёру большее пространство для работы с персонажами, чем не преминул воспользоваться постановщик картины Джон Хьюстон.
5. Как выйти замуж за миллионера (How to Marry a Millionaire, 1953) Режиссер: Жан Негулеско Сборы: $ 8 млн.В 2015 году, чтобы удивлять технологически, кино должно быть снято в IMAX 3D, с поддержкой Dolby Atmos, и смотреть его желательно в интерактивном кресле. В 1953-м фильму достаточно было быть цветным. А если в нём играли Бэтти Грейбл, Мэрилин Монро и Лорэн Бэколл, то он был просто обречен на успех.
"Как выйти замуж за миллионера" - это история трёх подруг, которые арендовали на год дорогую квартиру в Нью-Йорке в надежде отбить затраты удачным браком с состоятельным мужчиной. Главный селлинг поинт картины очевиден - три топовых голливудских красотки, каждой из которых придется использовать свои чары на максимум.
[embed]https://www.youtube.com/watch?v=oEws33zWFU0[/embed]Лорэн Бэколл досталась роль идейной вдохновительницы всей затеи и главной героини фильма. Бетти Грейбл сыграла жадную до денег, но влюбчивую симпатичную "простушку", а Мэрилин Монро - блондинку в короткой юбке с писклявым голосом и отсутствием интеллекта, впрочем, как и всегда.
Неудивительно, что споры о том, кто на свете всех милее не утихают и по сей день. Но, раз уж речь сегодня о Лорен, то сфокусируем взгляд на ней. После нуар-детективов, приключений с крутыми парнями и роковыми красотками и мелодрам, крайне неожиданно было увидеть её в романтической комедии. Бэколл по-прежнему строга и холодна в кадре, но это не помешало ей отлично вписаться в сюжет и выглядеть не менее комично, чем её ветреные приятельницы.
[caption id="attachment_88477" align="alignright" width="640"] Фото с премьеры фильма[/caption] Единтсвенное, что можно сказать плохого про этот фильм - это наличие слухов о готовящемся ремейке. Но можно пока выдохнуть - никаких подтверждений и предметных анонсов.P.S. Материал носит строго ознакомительный характер. У вас может быть другое мнение о значимости Лорен Бэколл для истории кинематографа и её лучших фильмах.
Автор: Ник Козлов