SCANDINAVIAN WAVE – вечер авангардных танцев-перфомансов на Новой сцене Александринского театра 4 июля. Триптих, объединенный по территориальному и идейно-художественному признаку, где каждый номер абсолютно непонятен, но чувственен и атмосферен.
Даже тщательно проработанные брошюры не вносили и толику понимания в то действо, что происходило на сцене. Можно точно сказать только одно — это было красиво. Завораживающая музыка, что может остановиться на мгновение, а после с новой силой продолжить свое неспешное движение. Движения танцоров, где пластика иной раз не имеет ничего общего с привычным пониманием танца. И световые решения, что во всех трех работах воспринимались как отдельно существующая и живущая по своим законам личность. Свет обладал характером, даже нравом, вступал в конфликт с танцорами и управлял ими.
Открывал вечер экспериментальный спектакль «ИЗ СКОРЛУПЫ» / «HATCHED» Йоанны Нуутинен (Финляндия). Тематика этого перфоманса — передача через танец уродования и искажения системой противоборствующей ей личности. Полная темнота, в ней вместе со странной музыкой начинается видеопроекция «белого шума» и колеблющихся волн на пол. В центре мы видим фигуру, которая приходит в движение. Ее пластика мягкая, а движения проходят в партере. В процессе идет взаимодействие с проекцией, которая давит на главную героиню, создавая рамки и направляя ее. Идет развитие, танцовщица одевает мешковатую одежду, ее приемы становятся все более и более резкими, а дыхание отбивает акценты в музыке. Из абстрактных видеопомех рождаются строгие лини, создающие замкнутое пространство, где мечется актриса. Она срывает с себя одежду и отползает в угол, где ее в конечном итоге поглощает темнота.
«ПАМЯТЬ ПУСТА» / «MEMORY EMPTY», «CREATE A/VOID» Яны Спотак и Олега Степанова (Швеция) продолжал «северную волну». Здесь за основу взято стремление человека к поиску своего «Я». Для этого ему нужно отказаться от накопленного опыта, стать новорожденным и воспринимать мир без штампов жизненного опыта. Во взаимодействии молодых танцоров друг с другом и предметами на сцене замечаешь попытки найти гармонию и уют. Переломный момент происходит тогда, когда они в полной тишине и желтовато-красном освещении вращаются по периметру сцены и вокруг своей оси, пока не встречаются, тогда и воцаряется мир. Дальше Яна надевает микрофон и читает монолог на английском, а Олег проживает вместе с ней каждое слово. Финал — торжество гармонии и слияние двух частей целого.
Завершал вечер танец «ОТСТУПАЯСЬ ОТ ЧЕТЫРЕХ ТОНН СЕРОГО» / «DIGRESSING FROM THE FOUR TONS OF GREY» Джима де Блока (Швеция). Номер о ностальгии, ее влиянии на жизнь людей. Два человека в белых комбинезонах лежат на сцене, смешавшись в один неразрывный организм. Тела приходят в движение и разрывают тандем. Комбинезоны исчезают, появляются темные одежды, пластика становится резкой и хаотичной. Два танцора двигаются по периметру сцены в направлении друг друга, чтобы снова слиться воедино. Стоит упомянуть, что пространство перфоманса очерчено линиями из ламп дневного света: они взаимодействуют с танцорами, вырывая их фигуры из темноты, создают ощущение, будто все происходит на маленьком кусочке света в океане тьмы. Весь танец — это постоянная борьба с прошлым, попытка его отделить, отринуть и неустанное возвращение к былому.
Все три номера являются настоящими экспериментами в плане танца — сложными, непонятными, иной раз даже скучными, но в этом и есть развитие искусства. Нужно пробовать, браться за реализацию сложных задач, смешивать стили и создавать таким образом гениальные творения.
Текст: Алексей Петров