Мечта об ином мире преграждается эфемерными границами, которые способен преодолеть каждый, но не всякий решится. Инноватор и любитель гротеска Тула Лимнайос приехала на фестиваль Opek Look 2015 со спектаклем «Иная земля», чтобы разорвать эти границы.
Пролог спектакля довольно монотонно вводит нас в основное действие, которое, кстати, динамичным и не станет. Четыре женщины и трое мужчин живут своей жизнью. Одни томно, другие рьяно, третьи постоянно взывают к чему-то свыше. Они живут по ту сторону натянутого полиэтилена. Все рядом, но при этом каждый в отдельности. На протяжении зарисовки начинаешь вглядываться и рассматривать каждого в отдельности, пытаясь угадать, в чем кроется его роль. Но когда ты разглядел каждого по несколько раз, начинаешь ловить себя не на самом приятном чувстве – скуке. И невольно выпадаешь из театрального пространства и попадаешь в свой мир, мир зрителя. Начинаешь смотреть по сторонам и рассматривать конструкции прожекторов. Кто-то в зале чихнул. Это привлекло внимание зрителей больше, чем то, что происходило на сцене.
Наконец, эти семеро человек срывают занавес, что разделяет их со зрительным залом. Думаешь, что вот сейчас начнется сама история. Да, история без слов, но читаемая. Но нет. История также без слов, но абсолютно не разгадываемая. Именно поэтому начинаешь наблюдать технику артистов. И тут ты действительно получаешь эстетическое удовольствие. Да, я взываю ко всем критикам — прекратите вы анализировать танец! Не важно, почему артист махнул ногой влево, а не вправо, думайте, зачем он сделал это и ищите ответ в себе. Вообще приходя на спектакли Open Look второй год подряд, замечаю, как на меня накладывает отпечаток рефлексия. Не сам спектакль, а те мысли, что рождаются при просмотре.
Фестиваль Open Look дает возможность познакомиться с танцовщиками и хореографами, которые уже давно популярны в Европе, но совершенно неизвестны в России. Тула Лимнайос один из выдающихся инноваторов в Берлине за последние 15 лет. И вот она приехала к нам в Петербург, вот уж правда символично — на иную землю с «Иной Землей». Несмотря на то, что это хореографическая работа, в первую очередь необходимо выделить звукооператора Ральфа Р. Оллертца: этот человек создал целое путешествие в мир звуков, мелодий и музыки в целом. Звуковое оформление спектакля создавало дополнительные краски минималистичной постановке и давало толчок для размышлений. Кстати, для тех, кто пытался найти в постановке логические связи, музыка становилась опорой для этих целей.
Часовое действие разделено как бы на несколько больших частей. Зачин, когда герои находятся по ту сторону пленки, прорыв в иной мир и жизнь каждого в этом мире. Изгнание человека. Следом самый красивый образ спектакля — парящая как клубы дыма легкая ткань. Приглядываешься ближе и видишь — это тот самый полиэтилен, который был сорван желающими прорваться в иную земля. И если раньше он был преградой, разделяющей людей, скрывающей человека от остального мира подобно «железному занавесу» и Берлинской стене, то теперь это эфемерный дым, который парит в воздухе от порыва ветра вентилятора. Дальше снова погружение в себя. Полиэтилен накрывает человека с головой и он живет в нем один со своими мыслями и чувствами.
Сценическое решение стало очень шуршащим, благо за музыкой не было этого слышно. Вентилятор раздувает уже не легкий полиэтилен, а мятые газеты. А сколько в каждой из них статей и заметок моих коллег по перу. И каждый из них писал о чем-то новом, о других нравах и иных землях. И неслучайно, что весь поток этих газет летит именно на тех героев, которые с упоением показывали зрительному залу фотографии каких-то чужих краев. Разглядеть их было сложно, но догадываясь интуитивно можно предположить, что на фотографиях те земли, о которых они мечтали. Те места, куда они хотели уехать. Они с жадностью получают желаемое, разжевывая фотографии и становятся изгнанниками. В их лица летят сотни мятых газет.
Медитативный спектакль «Иная земля» исследует нашу тоску по другому миру, другой стране. Будем ли мы счастливы там, в чужом краю, или есть смысл в пословице «где родился, там и пригодился»?
Текст: Екатерина Приклонская