«Громче, чем бомбы»: тихо о громком
«Громче, чем бомбы» - третий фильм однофамильца Ларса фон Триера, молодого норвежского режиссёра Йоакима Триера. Две предыдущих его картины были отмечены на престижных международных фестивалях, нынешняя картина также была высоко отмечена критиками: она была номинирована «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах в этом году. Отец и двое сыновей тяжело переживают смерть своей жены и матери Изабель. Она была известным военным фотографом, но погибла не в горячей точке, а кончила жизнь самоубийством. Однако от её младшего сына родные скрывали всю правду, и он думает, что жизнь матери унесла автомобильная авария. Три года спустя некие галерейщики хотят сделать выставку фотографий Изабель, а близко её знавший журналист хочет посвятить ей статью в “New York Times” и говорит вдовцу о своём намерении упомянуть в статье истинную причину смерти Изабель. Теперь главе семьи предстоит трудный разговор с младшим сыном, с которым у него непростые взаимоотношения. Впрочем, и со старшим сыном у него нет полного взаимопонимания.«Громче, чем бомбы» - фильм тихий, лиричный, лишённый громких звуков. Его название отражает внутрисемейную трагедию (трагедию отчужденных и непонимающих друг друга самых близких людей) и личную трагедию Изабель, разрывающейся между своими родными и важным для неё делом. Она покончила с собой из-за невыносимого бремени давящих на неё воспоминаний войны, крови, человеческого горя и из-за чувства ненужности своей собственной семье, которая, конечно, любит её, но которая уже настолько привыкла к её постоянному отсутствию, что Изабель, как ей казалось, уже стала лишней в их жизни. И эти две трагедии, боль этих людей очень сильная, поистине громкая.Режиссёр Йоаким Триер, отвечая на вопрос о смысле названия фильма, сказал, что он не о войне. Я с ним не соглашусь. Да, война занимает не главное место в этой ленте, но помимо прочего, «Громче, чем бомбы» - это и антивоенная история. История о том, как война разрушает душу человека, даже если он сам не участвует в ней, а является свидетелем всех её ужасов. В картине много показываются пронзительные фотографии Изабель с мест военных действий. Французская актриса Изабель Юппер, сыгравшая свою тёзку, призналась на пресс-конференции в Москве, что для работы над ролью особенно изучала фотографии Александры Буллы – одной из талантливейших военных фоторепортёров современности. Кстати, образ Изабель – центральный в картине, киноповествование выстроено именно вокруг неё. Муж и сыновья постоянно вспоминают, говорят о ней, она часто приходит к ним во снах.Меланхоличное настроение картины очень легко передаётся зрителю. Тем не менее в конце его ждёт надежда на обновление героев и восстановление утраченной ими близости. Кажется, неспроста на постер «Громче, чем бомбы» вынесен совершенно не имеющий к основной сюжетной линии кадр: юные черлидерши зависают, выполняя акробатические элементы, в высоком, чистом небе глубокого бирюзового цвета.
Текст: Валентина Дроздова