«Тварь я дрожащая или право имею?» - каждую строчку, написанную Федором Михайловичем, Петербург в этот день постарался оживить и перенести из XIX века в наш XXI-й. «Народное прочтение» известного романа, концерты, экскурсии по местам Достоевского, перформансы, огромные ростовые куклы в виде великих писателей и спектакли — все это под открытым небом Петербурга и все для почитателей неповторимой русской литературы.
Вот уже в шестой раз день Достоевского прошел в нашем городе, однако только в этом году мероприятие обрело такой массовый характер — как-никак год литературы. В центре Петербурга каждый мог получить газету дня Достоевского, в которой описывалась программа всего праздника. Как анонсировала афиша, ключевым событием должен был послужить спектакль ФМД-Театра «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время…», в котором принимали участие ведущие артисты северной столицы, а также знаменитая группа Billy’s Band. Напомню, что именно этими строками и начинается роман «Преступление и наказание». К 18 часам вся Манежная площадь была заполнена огромным количеством поклонников творчества Федора Михайловича. Но сказать, что данное представление являло собой спектакль в привычном для нас смысле слова, язык особо не поворачивается.
Иронично и провокационно, сильно утрируя злободневную в год литературы тему интерпретации классики, спектакль ФМД-Театра представил нам краткие пластические прочтения наиболее часто интерпретируемых произведений классической литературы.
Начнем в того, что в спектакле был ведущий — современный образ рассказчика. Хипстерского вида мужчина начинал, заканчивал спектакль и комментировал все происходящее в процессе. Одним словом, цель и форма представления — это осовременивание классики, ее цели, задачи и обоснованность. И тут, само собой, мнения зрителей готовы были разорваться на консервативное и модернистское. Но лишний раз взглянуть на новую интерпретацию произведений оказалось интересно.
Актеры ФМД-Театра были бесподобны в традиционных и новаторских образах великих русских писателей и персонажей их произведений.
Вокзал. Достоевский в виде молодого человека (и опять же хипстерского склада) появляется на сцене и встречает с поезда сначала своих персонажей (и традиционных, и современных), а затем и гостей, приехавших на праздник великого писателя: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова. Все деятели литературы в свою очередь также приехали не одни, а с героями своих произведений. Такой вот литературный экспресс.
Первой частью постановки оказались вольные пластические интерпретации романа «Преступление и наказание». Почему именно это произведение? Да потому что роман отмечает свое 150-летие в 2015 году. Порядка шести зарисовок, среди которых - «Свидригайлов, Дуня, Лужин», «Мармеладов и Раскольников», «Порфирий и Раскольников». Последняя, надо сказать, была самой сильной и по форме, и по смыслу. С участием того самого злосчастного топора персонажи старались передать главную трагедию Раскольникова.
Ну и далее гости: Пушкин привез своего «Онегина», Гоголь «Ревизора», Чехов «Три сестры», а Лермонтов — «Маскарад». В каждой интерпретации рассказчик делился своими мыслями о «чистоте» культуры и современных трактовках произведений. Как подкрепление вышесказанного — две танцевальные постановки. Первая: гипербола на тему цензуры и свободы действий и мысли, главным лозунгом которой стала фраза: «Запрещаем запрещать!». И вторая заключительная история о том, как наш Достоевский все же попытался соединить в гармонии персонажей XIX и XXI века. Своим пластическим высказыванием он продемонстрировал, что настоящий автор всегда актуальнее любых самых смелых трактовок.
Как писал Тютчев, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…». Однако если спустя и 150 лет актуальность и злободневность произведений не меняется, то это значит, что автор все еще пытается достучаться до нас. Так что давайте читать Достоевского.
Текст: Ольга Иванова Фото: Александр Коптяев
[gallery link="file" columns="5" ids="86239,86238,86237,86236,86235,86234,86233,86232,86231,86230,86229,86228,86227,86226,86225,86224,86223,86222,86221,86220,86219"]