Текст: Алина Василькова Фото предоставлены пресс-службой театра
Проверка на человечность // Спектакль «Человек»
Человечество не знает ничего ужасней, чем концентрационные лагеря. Ни одно преступление не сравнится по тяжести с тем, что происходило в этих «комбинатах смерти» во Вторую Мировую войну. Что толкало людей быть палачами себе подобных и как заключённые умудрялись там выживать, рассказал словенский режиссёр Томи Янежич в спектакле «Человек».
В зрительном зале БДТ играет живая музыка. Люди толкаются у рядов кресел в поисках своего места, о чём-то говорят друг с другом. Задорный голос певицы заставляет всех обернуться к сцене: «Быстрее! Вода остывает!». Только потом зрители узнают, что эту фразу слышали заключённые на перроне концлагеря Белжец. Эти слова по приказу начальства выкрикивали лагерники-музыканты. Они играли перед подъезжающими поездами задорные мелодии, пока людей сотнями отправляли в газ.
В основу спектакля легла книга австрийского врача-психотерапевта Виктора Франкла «Сказать жизни ДА! Психолог в концлагере». Франкл был заключённым в Освенциме и Дахау. Его книга — взгляд изнутри на то, что происходило с людьми за колючей проволокой. Читать это произведение нелегко: все ужасы концлагеря Франкл передал прямо. В своей постановке Янежич почти дословно воспроизвёл текст психотерапевта. Поэтому можно было сразу понять, кто из зрителей не читал книгу перед спектаклем: многое в спектакле для таких людей было в новинку. И это ошибка не режиссёра, а зрителей.
Спектакль «Человек» имеет интересное строение, не привычное для тех, кто воспитан на русском психологическом театре. Начинается всё с лекции Франкла, на которую, якобы, и пришёл зритель, но затем его несёт по рефлексивным волнам переживаний и ощущений лагерников. Некоторые сцены постановки относят нас к творчеству Ромео Кастеллуччи. В его «Инферно», например, люди так же стояли у стены, выражая безысходность и отчаяние. Янежич построил перформативный спектакль: ты будто попадаешь в мучительные воспоминания мужчин и женщин об их существовании в лагере. Этому способствуют движения актёров, крики, то, как они контактируют друг с другом. Песни о газе и голоде угнетают, а вышедшая на сцену лошадь пугает: посаженное на цепь животное воспринимается, как метафора. К людям относились точно так же.
Фридрих Ницше сказал: «Тот, кто знает «зачем» жить, преодолеет почти любое «как»». На это и ставит акцент Франкл в книге, а Янежич в спектакле. Ведь именно ощущение осмысленности жизни, наличие цели в будущем и сдерживали людей в лагере от попыток суицида и впадения в апатию. Именно это помогало им выживать, придавало сил. Благодаря мысли «я знаю, зачем страдаю и выживаю» человек мог оставаться человеком в таких условиях, не ломаться и не скатываться до животного существования. «Так что же такое человек?» — пишет психолог в книге, — «Это существо, которое всегда решает кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах».