Текст: Яна Чичина Фото: Лень Козлова
[gallery columns="5" link="file" ids="84678,84679,84680,84681,84682,84683,84684,84685,84686,84687,84691,84692,84694,84695,84696,84697,84698,84699"]На старт! Внимание! Марш! // Спектакль «Земля»
Что такое спорт? Это одержимость идеей. Это борьба. Это достижение цели. Но важно, чтобы эта борьба не выходила за рамки человечности и цель ни в коем случае не оправдывала жестоких средств.
В основе спектакля Максима Диденко «Земля» одноименный фильм А.Довженко. Немое кино 30-х годов о коллективизации, разделе земель и глупой смерти, которой не должно было быть. Спектакль Диденко – это ассоциации, если можно так выразиться, творческой команды на тему борьбы и недопустимой смерти.
Слово «раздел» в спектакле звучит особенно громко. Во всем чувствуется четкое деление на две части. Места для зрителей – трибуны – расположены с двух сторон. Сцена – школьная баскетбольная площадка, на которую выходят две команды «синие» и «красные». Судья (Иосиф Кошелевич) свистит в свисток, и игра начинается. Реальные баскетбольные приемы ведения мяча превращаются в танец, существующий на грани свободной хореографии и спортивных элементов. В этом бесконечном движении команды перемешиваются, сливаясь в единый ком. Герои – спортсмены, незаметно превратившиеся в животных. Постепенно аккуратные спортивные костюмы пачкаются землей, атлетические ровные движения становятся агрессивными, а у девушек на лицах появляется злобный оскал. К финалу спектакля обе команды и вовсе сливаются друг с другом, потеряв какие-либо знаки отличия. Полуобнаженные, все в земле и с полным непониманием на лицах. «Как это случилось?» – читается в мертвенно бледном лице каждого.
Спектакль, как и фильм, без слов, но с редкими титрами. Но нужны ли они в спектакле? Театральное воплощение ассоциаций по кинокартине сильно отошло от сюжетной хронологии, и реплики, идущие текстом на черном экране под потолком, не всегда возможно соотнести с увиденным. Постановка лишь отталкивается от фильма и становится самобытным творческим высказыванием. Это уже другой контекст, опоры и темы. Где был раздел земли в колхозах, стал раздел территорий между Россией и Украиной; где были крестьяне, стали спортсмены; где были 30-е, стали 90-е по стилистике и 2010-е по проблематике. Но одно осталось непоколебимым. Команда должна оставаться командой, спорт – спортом, борьба – борьбой. Никакая цель не стоит жизни человека. Ни одна смерть не откроет светлого будущего.
В фильме умирает молодой парень Василий, однако это становится ступенькой к новой жизни. Его похороны сопровождаются гулянием молодежи, весельем и предвкушением новой жизни. Спектакль Диденко этой праздничной надежды на новую жизнь не допускает. Баскетбольная площадка превращается в кладбище, где Василия (Иван Батарев) на глазах зрителей омывают, погружают в яму и закапывают землей. В метафоричном спектакле, где все смыслы передавались образами, это единственный реалистичный момент. Эта реалистичная сцена на фоне пластических картин действует оглушающе. Оглядываясь вокруг, понимаешь, что в сегодняшней жизни бессмысленные смерти людей не остались в 30-х годах, не остались и в 40-х. Они есть и сейчас. Пора этому сказать: "Хватит!".
После спектакля творческая группа создателей спектакля (режиссер – Максим Диденко, композитор – Иван Кушнир, художник – Галя Солодовникова, хореограф – Селия Амаде) пригласила зрителей на открытый диалог. Режиссер рассказал, как появилась такая форма: идея спектакля задумывалась еще год назад, как раз в то время, когда российские спортсмены выиграли зимнюю Олимпиаду и Крым вошел в состав России. Два события наложились одно на другое, и у режиссера возникла эта параллель – политики и спорта. Рассказывая о процессе создания спектакля и отвечая на разные общие и детальные вопросы, Максим Диденко всячески настаивал на антиполитической идее своего спектакля. Показав на сцене жуткий итог, он надеется, что люди не повторят этого в жизни. Режиссер сам признает, что это утопия. Но, тем не менее, верит в возможность людей научиться договариваться и оставлять сражения лишь спорту.