Совсем скоро в прокат выйдет заключительная часть трилогии о человеческом бытие самого известного шведского режиссера (после Бергмана, конечно) Роя Андерссона. Однако многие не только уже успели увидеть кинокартину «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», но и пообщаться с самим автором. 16 июня в Гоголь-центре состоялся премьерный показ киноленты, а также Q&A сессия c Роем Андерссоном и оператором Иштваном Борбашем.
Перед просмотром режиссер со сцены заявил, что кинолента полна картин. Что он имел в виду ясно с первых кадров. Стиль его работы ни с чьим не спутать, трудно вспомнить похожего на него режиссера. Сам автор называет его «purified style» - очищенный стиль, и убежден, что, снимая таким образом, он максимально упрощает понимание фильма. Под девизом «Не двигать камеру, если в этом нет необходимости» все сто с небольшим минут экранного времени сняты в статике и на общих планах. Казалось бы такой принцип - смерть творческим порывам оператора. Однако удерживать внимание зрителя на общих и довольно длительных планах Борбашу и Андерссону удается на высшем уровне. В «Голубе», как и в предыдущих работах трилогии, выстроена глубинная мизансцена в каждом эпизоде. Действие развивается на переднем, среднем и дальнем планах. При этом события на заднем бывают куда насыщенней, чем то, что происходит у зрителя прямо перед глазами.
Уже по традиции лица актеров снова небрежно загримированы в белую пудру, что свидетельствует об отсутствии каких-либо национальных или расовых отличительных признаков. Это просто люди, которые живут просто во времени. Что это за время неважно, рамки размыты. Режиссер в один котел сливает Карла XII с его амбициями насчет Полтавы и современное нам общество. «Голубь» больше чем универсальный, он всеобъемлющий. И потому в нем, можно сказать, нет сюжета. Многие герои перетекают из эпизода в эпизод, но история все равно не складывается. У Андерссона получилась выставка картин. О смерти, о безразличии и пассивности, о насилии, словом, обо всем, но очень внятно и лаконично. Где-то умирает человек, открывая бутылку шампанского, а где-то в странном механизме сжигают чернокожих рабов. Есть ли здесь знак равенства? Безусловно, и звать его равнодушие.
Этот мотив, затронутый автором еще в «Песнях со второго этажа», на этот раз утверждается повторенной почти всеми героями фразой: «Рад слышать, что у тебя все хорошо». Рефреном Андерссон пользуется часто, и благодаря этому его ирония постепенно перерастает в гротеск. Но смех режиссера никогда не становится насмешкой, напротив, он полон самоиронии и любви к человеку, который всегда остается верен себе, какой бы век ни наступал. В конце концов, ведь «вот и снова среда» - как скажет один из героев.
Текст: Мари Комогорова