Текст: Яна Чичина Фото: Александр Коптяев
[gallery link="file" columns="5" ids="85417,85418,85419,85420,85421,85422,85423,85424,85425,85426,85427,85428,85429,85430,85431,85432,85433,85434,85435,85436,85437,85438,85439,85440,85441,85442,85443,85444,85445,85446,85447,85448"]Безумство длиною в день
Иногда театру становится тесно в зрительном зале. Тогда театр выходит на улицы города, захватывает дворы, квартиры, магазины, окружая своих зрителей со всех сторон и подстерегая за каждым углом. Именно в такой форме театрализованного перформанс-маршрута прошел День Даниила Ивановича Хармса в Петербурге.
«Маршрут Старухи» — это не спектакль, не серия выставок, и не экскурсия в чистом виде. Это огромное театрализованное путешествие. Суть проекта в тотальном погружении в мир Хармса и его творчества. За основу взята повесть «Старуха» и его стиль — абсурдизм и безумство. Итак, старуха стала главное темой, а безумство формой.
Поделенные на небольшие группы, участники маршрута целых восемь часов были в подчинении экскурсоводов, которые и открывали им двери в новые, заряженные атмосферой Хармса, пространства.
Стартовал маршрут на улице Маяковского у входа в бар Брибориум. Группы зрителей одна за другой попадали в другую реальность. В реальность, где на каждом шагу встречались немыслимые ситуации и персонажи. Участники, точно невидимые, шли по городу определенным маршрутом, встречая то самого Хармса, то его друзей и знакомых. Застать их можно было спящими, пьяными, злыми или наоборот радостными и приветливыми. Персонажи могли уже давно разговаривать, а могли только-только начать беседу, какой-то диалог довелось услышать с самого начала, а какой-то с середины, где-то герои не давали прохода зрителям, а где-то не замечали их. Группы шли буквально по следам поэта-абсурдиста, гуляя по его улице, стоя в очереди в его любимом гастрономе, или в конце концов выпивая водку с его другом.
Подсмотрев очередной эпизод из жизни Хармса, группа зрителей продолжала свой путь. По дороге от пункта к пункту то и дело встречались разнообразные старухи: от милых и вежливых до совершенно фриковых и шокирующих. В какой-то момент стало непонятно, где подставные актеры, а где случайно попавшиеся на пути люди. В баре Хармс пьет за обедом, во дворе за баром он кричит «Я поэт», на что тут же получает ответ «Ты говно», тут же на скамеечке, точно на троне восседает первая Старуха, которая назовет время по часам без стрелок.
Впереди гастроном, где часто отоваривался Хармс, и где он познакомился с девушкой, но, пригласив ее к себе домой, тут же сбежал, вспомнив о мертвой старухе в его доме. Прямо в магазине разыгрывается сценка «В очереди», и знакомство поэта и девушки происходит прямо на глазах. Следующая станция — детская библиотека, превратившаяся на сегодня в коммуналку. На месте вахтера спящий мужчина в халате, на лестнице трое пьют, у туалета кто-то ругается, между стеллажами книг бродят сразу несколько Пушкиных. В каждой из комнат своя жизнь, свои странности. Маленькая собачка, слушающая игру мальчика на флейте, два Пушкиных, играющих за столом, злой парень с набеленным лицом и молотком на штанах, моющий полы, и Хармс. Он сидит в пустой комнате среди кипы бумаг и рассказывает о замысле своего будущего рассказа о чудотворце, который так и не совершил ни одного чуда. Рассказ прерывает очередная старуха: на сей раз это харизматичный бородатый актер с набеленным лицом и в свадебном платье. Старуха вновь врывается в сознание Хармса, и эпизод подходит к концу.
Отдельным этапом, наиболее эффектным по восприятию, стал эпизод, связанный с письмами Хармса. У каждого в руках толстый конверт, а в ушах – бируши. Читать письмо можно только в указанном на конверте месте, снимать бируши – только по разрешению экскурсовода. Таким образом, участники маршрута ходили по городу, словно на ощупь, изолировав себя от окружающих звуков. Необычайная тишина в самом центре города сначала пугала и удивляла, а потом начинала нравиться все больше. В месте, отмеченном на конверте, участники маршрута вскрывали его, читали страницу из дневника поэта, вытаскивали следующий конверт и шли дальше. В центре этого безмолвного маршрута оказался фонтан. Здесь можно было снять бируши. В голову тут же ударил звук воды, такой необычайно громкий и живой. Вот они – сводящие с ума детали окружающего мира. Как раз в духе Хармса.
Эпизодов – море. Учебный театр на Моховой с игрой «Почувствуй, на каком месте зрительного зала сидел Хармс»; выставка-инсталляция в галерее между учебным театром и учебным корпусом СПБГАТИ; специальный автобус с удивительной пассажиркой Лизой, развлекающей всех своей болтовней; небольшой парад с транспарантами по городу; музей-квартира Зощенко – квартира Сакердона Михайловича на сегодня – где каждый может не только подслушать разговор Хармса с приятелем, но и выпить с ним рюмочку водки; Дом-музей Анны Ахматовой, превратившийся в очередные квартиры Хармса, с новыми видениями и мертвыми старухами.
Маршрут петлял по городу, открывая решетки больших дворов и маленьких двориков, заглядывая в окна и на лестницы, а закончился он вдали от каменных джунглей – на берегу Финского залива в Лисьем Носу. Именно там, где заканчивается повесть Хармса. День подошел к концу, участники маршрута достигли финальной точки, масштабный проект закончился. А день Даниила Хармса, который с каждым годом становится все популярнее и грандиознее, вернется в Петербург лишь следующим летом.