Сценарист «Лизы-лисы», показанной рамках фестиваля венгерского кино, Балинт Хегедюш провёл в Московской школе нового кино мастер-класс, на котором рассказал об основах сценарного мастерства и своей работе в отделе написания сценариев Национального венгерского фонда кино. Ниже конспект его речи.
Когда я сажусь за стол с человеком, подавшем заявку на финансирование своего фильма в наш отдел, я первым делом задаю ему четыре очень важных вопроса.
- О чём, по-твоему, фильм? Какой в нём центральный конфликт?
- Почему ты хочешь сделать этот фильм? (Здесь может быть какая-то личная причина, но даже если отвечают, что просто хотят получить много денег, этот ответ принимается)
- Что получит зритель от твоего фильма? Что он унесёт домой и почему будет рекомендовать фильм своим друзьям?
- В каком жанре ты хочешь сделать фильм?
В зависимости от того, может ли человек ответить на эти вопросы, зависит судьба его идеи. Подавляющее число конкурсантов не могут на них ответить. За четыре года работы в Фонде кино я прочитал около 600 сценариев. И только 20 процентов из них были достойными.
Есть такое понятие – high concept. Это оригинальная, сильная история с яркими главными героями, привлекающая внимание зрителя. Именно такие идеи мы и ищем. Один из последних примеров – венгерский ромком «Coming out». Главный герой возглавляет общество гомосексуалистов в Будапеште, у него есть друг, он буквально идол всех геев города. Но однажды он попадает в аварию, что-то происходит с его мозгом, и он вдруг осознаёт, что он гетеросексуал, и влюбляется в девушку. И тут перед молодым человеком встаёт проблема непонимания обществом и потери прежнего статуса. Этот фильм оказался самым кассово успешным в Венгрии за последние четыре года.
Теперь поговорим немного о жанре. Жанр будущего фильма выбирается в зависимости от того, какие чувства мы хотим вызвать у зрителя. Именно жанр определяет, как зритель будет воспринимать фильм. В любом жанре есть драма, конфликт. Иными словами, жанр – это то, как мы рассказываем о драме. Если концепция фильма рабочая, она будет работать в любом жанре. Если же историю можно рассказать только в одном жанре, то с ней что-то не так. И возвращаясь к третьему вопросу, зритель по сути уносит домой именно жанр.
А зачем зритель идёт в кинотеатр? Как ни грустно от этого создателям даже самого умного кино, в первую очередь, зритель идёт за развлечением. Артхаус Ларса фон Триера, «Солярис» Тарковского тоже развлечение. Другое дело, что развлекать можно по-разному. Зритель – это такой тип животного, чьё внимание мы должны привлечь и не терять на протяжении всего сеанса. Но наша главная задача – довести зрителя до катарсиса.
Когда я читаю чужие сценарии, я всегда ставлю себя на место зрителя и спрашиваю себя: заплатил бы я десять долларов за билет на этот фильм? Я читал два последних сценария одного известного венгерского режиссёра, лауреата «Оскара», и оба раза я не мог понять, о чём они. Финансирование этот режиссёр благодаря своему имени всё-таки получил. Но важно понимать, что, даже имея опыт, хороший бэкграунд, нужно всегда задавать себе четыре вопроса, о которых я говорил выше.
Мы, создатели кино, - Боги. Мы создаём особый мир, людей, его населяющих, главного героя нашей Библии, который будет делать то, что мы хотим. Если мы напишем свою Библию плохо, то никто не дочитает её до конца.
В заключение, я хотел бы дать один совет: ходите в кинотеатр, чтобы прочувствовать кино и чувствуйте его как можно полнее.
Записала Дроздова Валентина