Сны Андрия Жолдака // Спектакль «Zholdak Dreams: похитители чувств»

7 мая на Второй сцене БДТ имени Г. А. Товстоногова один из самых парадоксальных и провокативных режиссеров Андрий Жолдак представил свой спектакль «Zholdak Dreams: похитители чувств», который может претендовать на звание самой эпатажной премьеры сезона. DSC_3485 «Слуга двух господ» – пьеса Карло Гольдони, написанная в лучших традициях комедии дель арте: характерные персонажи, шутки, интриги, замысловатые хитросплетения сюжетных линий, в итоге заканчивающиеся обязательной свадьбой влюбленных, которые, несмотря на все препятствия, обретают долгожданное счастье супружества. Пытаясь представить воплощение этой истории на театральных подмостках, тем более, на Второй сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова (Каменноотровский театр), невольно приходишь к стереотипу о классической постановке, соответствующей истории и статусу прославленного театра. Но все стандарты терпят крах, когда за дело берется один из самых признанных режиссеров современности Андрий Жолдак, известный своим мастерским умением провоцировать и эпатировать публику, создавая на сцене художественный хаос, перенасыщенный символами и метафорами. Его обращение к пьесе «Слуга двух господ» не стало исключением. DSC_3502 Как признался сам режиссер, уже после семи дней с начала репетиций по тексту Гольдони он заскучал и тогда решил отключить логику. Доверившись игре ассоциации, он углубился в некий потусторонний мир, порожденный его собственным сознанием, но в то же время имеющий невероятную силу и власть над его мыслью. Творческое наитие увлекло Жолдака в сферу размышлений о самом себе, о театре, о кинематографе и массовой культуре. Итогом опасного, но увлекательного путешествия в закоулки подсознания стал режиссерский сценарий для постановки, которая по большому счету резюмирует представления Мастера о своем собственном пути в искусстве. DSC_3714 Надо признать, что история, созданная Жолдаком, имеет весьма опосредованное отношение к пьесе Гольдони. В его руках сюжет превратился в голый остов, на который он нарастил материю своих умозаключений. Режиссер синтезировал  театр и кинематографические приемы. Задняя кулиса приняла на себя функции экрана, на котором зрители могли наблюдать трансляцию спектакля – прямое включение с места действия. В ход был пущен оригинальный прием озвучивания актеров, работающих на сцене, голосами всего двух человек, читающих текст в микрофон аналогично тому, как это принято в кинопроизводстве (женские персонажи – Полина Дудкина; мужские персонажи – Сергей Стукалов). Спектакль в режиме online неожиданно трансформировался в яркую арт-хаусную картину в лучших традициях Кубрика и Линча. Яркие детали сюрреалистического, психоделического и даже мистического свойства, слившись воедино, создали атмосферу тревожной неопределенности и напряженного ожидания. Но режиссер удерживает действие на грани фола, переплетая интеллектуальную драму и остросюжетный боевик, хоррор и комедию. Он парадоксальным образом заставляет зрителей смеяться над теми вещами, которые априори не являются забавными. Смерть и насилие, эстетизированные в духе фильмов Квентина Тарантино, предстают на сцене в комическом ключе и зачастую сводятся к абсурду – отчетливая параллель с современным экранным искусством. DSC_3680 Однако обилие кинематографических приемов не стало помехой для многочисленных аллюзий к театральным работам самого Жолдака. Прежде всего, почерк Мастера угадывается в сценографическом решении спектакля, которое режиссер использует во многих своих постановках, лишь в незначительной степени адаптируя к эпохе и социальному статусу персонажей. Преобразования в декорациях касаются только деталей, основная же планировка и конструкция остаются без изменений. В обязательном порядке в его спектаклях фигурируют центральная большая дверь – портал в мир театра, через который являются все действующие лица, и ряд высоких створчатых окон – связь с потусторонним и непознанным. DSC_3834 Помимо всего прочего «Zholdak dreams» – это взрывная смесь рок-музыки, танцев, страсти и энергии, которая исходит от молодых актеров, занятых в постановке (Е. Осипова, И. Федорук, М. Бравцов, А. Аршинников, Е. Калинина, Д. Мурашев, С. Мендельсон, Н. Горшков, О. Семенова, А. Магелатова, Н. Толубеева). Они полностью доверились воле режиссера и безрассудно бросились в водоворот снов для того, чтобы рассказать о том, что чувствуют молодые люди и о том, что есть театр. Андрий Жолдак: «О том, что театр – это dream, сон, другая реальность, я напоминаю и себе, и людям, которые делают театр, и зрителям. Так что welcome to Zholdak Dreams!»

Текст: Татьяна Листаферова Фото: Елена Петраускас

[gallery columns="5" link="file" ids="82860,82861,82862,82863,82864,82865,82866,82867,82868,82869,82870,82871,82872,82873,82874,82875,82876,82877,82878,82879,82880,82881,82882,82883,82884,82885,82886,82887,82888,82889,82890,82891"]

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения