Текст: Алла Козбаненко Фото предоставлены пресс-службой театра
[gallery ids="82724,82725,82726,82727,82728,82729"]Призрачный сон // Спектакль «Сон в летнюю ночь»
Отправиться в сказочное путешествие совсем несложно. Убедиться в этом можно было на спектакле «Сон в летнюю ночь» румынского мастера визуального театра Сильвиу Пуркарете в «Балтийском доме». Фантастический мир лесного короля и его фей и эльфов завладели театром и вниманием зрителей.
Режиссер Сильвиу Пуркарете, взяв за основу романтическую комедию Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь», создал поистине волшебное действие. Он сотворил грандиозное представление, в котором умело представлены поэтические мысли и фарс во всей красе. Отличный перевод, благодаря Осии Сороке, позволил максимально точно уловить суть истории. Благозвучность текста была воплощена и в стихах, и в прозе, даже в песенной форме. Спектакль начался, когда на сцене появился афинский герцог Тезей со своими подчиненными. Герои, облаченные в серые шинели, с автоматами в руках построились по стойке смирно. Довольно суровое начало спектакля стало контрастом между реальным миром и событиям чудесным, которые последовали затем.
На повестке дня стоит важное событие – грядущая свадьба герцога и его невесты Ипполиты. Пользуясь случаем, Эгей, отец красавицы Гермии, просит у владыки разрешить волнующий всех вопрос. Его дочь без памяти влюблена в Лиссандра, однако отец рядом с ней не видит никого кроме Деметрия, пылающего безответной любовью к Гермии. Желание родителя должно стать законом, поэтому без особых раздумий герцог ставит девушку перед выбором – любовь с последующей казнью или с обетом безбрачия, либо свадьба с Деметрием. Но есть еще один человек в этом любовном круговороте – Елена, подруга Гермии, безответно влюбленная в Деметрия. Вот такой любовный квадрат, и чем дальше разворачиваются события, тем интереснее становится.
Удивительное распределение ролей стало отнюдь не случайным. Это своеобразный спектакль в спектакле, поэтому каждому «реальному» герою дана соответствующая «нереальная» роль. Если днем мы находились в настоящем королевстве, то ночью уже перенеслись в совершенно другое пространство – мир сказочного леса, со всеми его необычными обитателями. Если в реальном мире все содеянное может повлечь за собой серьезные последствия, то в лесу, действует только одно правило – волшебство. Здесь строгий и немного угрюмый герцог афинский превращается в Оберона – царя эльфов, шутливого проказника, неприступная и застенчивая Ипполита становится властной, ослепительной Титанией – царицей эльфов. Консервативный слуга, незаметный при дворе Тезея, делается, вдруг, самым веселым и оживленным персонажем эльфом Робином Добрым.
Угадывается задумка режиссера: в самих героях и их «нереальных» персонажах можно проследить ту самую параллель между двумя мирами. Все то, что они не могут воплотить в жизни, они делают в лесу, а происходит это во сне или наяву уже неважно.
Гермия, воспротивившись прихоти отца, решается бежать со своим возлюбленным. За девушкой в погоню бросается Деметрий, узнавший о побеге своей невесты от преданной ему Елены. В этом вихре любовных страстей оказываются ни в чем не повинные сказочные существа. Они невидимы людям и, воспользовавшись своей магией, хотят исправить положение, а заодно и позабавиться.
Сцена прекрасно задействована во всех ракурсах. Герои могут появляться буквально из ниоткуда, ведь в середине сцены находиться таинственное углубление, позволяющее скрывать предметы, людей и даже фрагменты декораций. Таким образом, каждое появление Оберона, приятно шокирует зрителя.
Король эльфов, раздобыв любовный эликсир, собирается окропить им глаза Титании, которая находиться в глубокой обиде на него. Поручив все обязанности своему подчиненному Робину-гоблину, он добавляет еще одно пожелание - испробовать волшебный эликсир на влюбленных, шныряющих по лесу. Но из-за ошибки слуги волна колдовского действия поглощает всех героев. Ночному приключению молодых людей сопутствовали дивные события и атмосфера.
В пьесе есть еще один дополнительный сюжет. Ведь в реальной жизни у герцога намечается свадьба, и местные рабочие решили подарить своему повелителю «пьеску». На репетицию «артисты» отправились на опушку леса. Им тоже посчастливилось принять участие в ночном сумасшествии и испытать действие чародейских сил. Один из главных зачинщиков превращается в настоящего осла. Напуганные до полусмерти товарищи решают бежать, а осел становится возлюбленным царицы эльфов Титании.
Комедийная составляющая наряду с эффектными театральными приемами захватывает дух. Благодаря вращающейся сцене, декорации вместе с артистами представляют собой калейдоскоп ярких переменчивых картинок. Колоритные костюмы эльфов и фей бросаются в глаза, а их причудливые танцы и милые песенки заставляют с головой погрузиться в волшебный мир.
Зелье, затуманив разумы молодых влюблённых, заставляет их окончательно запутаться в своих чувствах, в чем присутствует доля иронии. Это говорит о том, что любовь – чувство зыбкое, ее трудно понять и легко потерять. Смешно наблюдать за героями и их эмоциями: только что они любили друг друга, потом забыли об этом и полюбили вновь.
Оберон решил сжалиться и над царицей и над молодыми людьми. Поэтому, когда в лесной чаще наступает рассвет, природа со своими маленькими помощниками все расставляет на свои места. Каждому влюбленному достается пара, осел обретает прежний вид, и все постепенно близится к финалу.
Доведенная до абсурда «пьеска» мужиков «Пирам и Фисба» ставится на глазах у зрителя, при чем только что игравшие влюбленные почтительно уступают им место на сцене и садятся в первом ряду. Но и здесь режиссёр не упустил момент удивить зрителей: появление льва и его рык вызвали живую реакцию публики.
Такое нестандартное завершение пьесы каждый зритель понял по-своему, а наш уже хороший знакомый Робин Добрый малый пожелал всем хорошего вечера.