Наступит ночь. Из ада с надеждой.

Стоит с самого начала сказать, что фильм «Наступит ночь» не является документальной картиной о Холокосте, как не является он во многом и самостоятельным – в некоторых странах он выходит совместно с фильмом «Германские концлагеря», о котором рассказывает и из-за которого, собственно, и возник.

JZie68IHono

Снял этот фильм Андре Сингер, известный своим сотрудничеством с Вернером Херцегом, антрополог и продюсер, участвующий не так давно в создании ставшего уже культовым «Акта убийства» Оппенхаймера. «Наступит ночь» же стала для него режиссерским дебютом, основной задачей которого является, прежде всего, возвращение человечеству памяти, подлинных свидетельств о жертвах нескольких концентрационных лагерей, что стало возможным благодаря неожиданной архивной находке. В Имперском военном музее Лондона в 2008 году были обнаружены пять коробок с пленкой. В них и оказался британский фильм 1945 года «Германские концлагеря», созданный такими видными деятелями киноискусства как Альфред Хичкок и продюсером нескольких его фильмов Сидни Бернштейном.

Однако деятели эти участвовали в фильме уже после завершения непосредственно самих съемок, осуществленных фронтовыми операторами Великобритании и других союзных войск. Бернштейн, одним из первых узнавший об этих съемках в добровольно сданном концлагере Берген-Бельсене, вспомнил, что еще за год до того СССР объявил о существовании этих «фабрик смерти» (под таким названием вышел чуть позже короткометражный фильм Билли Уайлдера), но Черчилль не хотел в это верить и тема, как говорится, была закрыта.

jTB5yGKYfNM

Собранные Бернштейном и его командой пленки советских операторов (которым наказывали снимать только сцены, прославляющие Красную армию) в совокупности с новыми съемками освобожденных лагерей стали неопровержимым доказательством существования этих адских бюрократических машин. Готовящийся фильм приобретал известность, но Бернштейн решил сделать вполне маркетинговый ход – для раздутия слухов из США он пригласил Хичкока и тот, дабы поучаствовать в столь значимом проекте, вернулся на свою Родину. Посмотрев фильм, он неделю не мог прийти в себя и после этого в течение месяца помогал сценаристам и монтажерам, придумывая различные драматические ходы для будущего фильма, который в его фильмографии станет единственным опытом документального кино.

Доделать «Германские концлагеря» тем не менее не представлялось возможным. После окончательной победы Великобритания пыталась заключить мирное соглашение с Германией, и чтобы не задеть расшатанные войной чувства немцев фильм Бернштейна положили на полку. Пролежав там порядка 40 лет, он был найден и частично отреставрирован для ВВС. Не хватало только одной части, одной из самых важных – про Освенцим. Именно она и была найдена в 2008 году, а затем вставлена и отреставрирована под руководством Сингера (работа заняла больше 6 лет).

NdeZx-Co4Ic

В свой же фильм «Наступит ночь» Сингер вложил не столько материалы Бернштейна-Хичкока (он также редактировал закадровый текст), сколько напоминание о трагедии в виде интервью с участниками съемок или с самими жертвами геноцида. Весь фильм их детальный рассказ, наполненный ужасом и горечью от воспоминаний, ведет нас от лагеря к лагерю, от одного кошмара к другому (а надо отметить, что Берген-Бельсен был еще одним из самых «миролюбивых» мест), показывая последствия озверения человека. Но в то же самое время Сингер разбрасывает ближе к концу куски хроники, отображающей быт людей после освобождения – то там, то здесь мы можем заметить прихорашивающуюся женщину, выздоравливающих больных, веселые игры детей. Казалось бы подобные сцены разбавляют нагнетенную атмосферу, сбивают антифашистский пафос. В руках другого режиссера это могло бы быть и так. Сингер же сознательно вставляет их, но не для создания ощущения катарсиса, «светлого лучика», а для того, чтобы показать, что подобные безумия могут произойти в любой, самой обыденной обстановке. Человек же будет способен приспособиться ко всему, что бы с ним не случилось.

Рядом с этой, тесно с ней сплетаясь, звучит иная мысль – выход из концлагеря никогда не подразумевает свободу. Сингер делает акцент на том, что около трети всего Берген-Бельсена так и не тронулось с места. Двадцать тысяч человек остались жить в тех же бараках уже под предводительством (об этом не говорится, но так было во многих лагерях) своих же сородичей, чуть более жуликоватых и властных, которые в итоге чуть ли не восстанавливали все нацистские порядки. Тех же кто вышел за ворота лагеря также ожидала не радостная перспектива – мечтающие об Израиле и Палестине люди ринулись к их границам толпами, многим удалось перейти их незаконно, а оставшихся посадили в лагеря хоть не концентрационные, но также опоясанные километрами колючей проволоки.

fbyDgNTkfs4

Подобные сцены, лишь частично относящиеся к реальности (никаких подробностей мы не узнаем) смещаются главным посланием фильма, звучащим в словах одного из опрашиваемых: «если люди забудут об этой трагедии, то наступит ночь». Сингер, таким образом, адресует фильм прежде всего молодежной аудитории, взращенной на всем визуальном и наглядном. Возможно, отчасти из-за этого фильм в итоге и становится не вполне ровным – исторические справки рядом с историей создания фильма должны были, судя по всему, поместить фильм Бернштейна в контекст большой Истории, но перенасыщенность информацией кадров, которые порой лучше оставить без любых комментариев, оставляют достаточно противоречивые ощущения.

Текст Андрей Минбауэр

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения