Беседовала Яна Чичина Фото из личного архива режиссера
Максим Диденко: «Сегодня нужно быть слепым и глухим, чтобы не видеть каких-то вещей»
Новая сцена Александринского театра готовит очередную премьеру – спектакль «Земля» по одноименному немому фильму 30-х годов. Коллективизация, раздел земли, обернувшийся трагедией, и люди украинского поселка, желающие, не смотря ни на что, строить новую жизнь – это фильм Александра Довженко «Земля». А каким будет спектакль по мотивам фильма, почему именно этот материал лег в основу постановки, и что будет происходить на сцене, рассказал режиссер спектакля Максим Диденко.
Как появилась идея сделать спектакль по мотивам фильма? Почему именно «Земля» Довженко?
Я очень люблю советское немое кино и являюсь большим поклонником творчества Сергея Эйзенштейна. Сейчас как раз вышло несколько его книг, и в процессе чтения я наткнулся на описание одной из сцен фильма Александра Довженко «Земля». Собственно, это чтение совпало с предложением Марата (Марат Гацалов – главный режиссер Новой сцены Александринского театра – прим. Авт.) поставить спектакль на Новой сцене Александринского театра и с украинскими событиями в Крыму. Прочитав об отдельных сценах фильма, я подумал, что это было бы любопытным экспериментом – создание спектакля по мотивам немого кино.
Украина, Крым… в спектакле есть четкая параллель с современностью?
Как вам сказать… Не то чтобы четкая. Но, безусловно, есть. Мы же существуем в современности. Все люди, которые участвуют в спектакле, живут сегодняшним днем, и зрители, которые придут на спектакль, тоже. Прошлого ведь не существует, как известно, и будущего не существует, есть только настоящее. Поэтому достаточно явные параллели присутствуют. Без этого никак.
Значит, можно сказать, что политическая тема в спектакле стала преобладающей?
Нет, она не является преобладающей. Политическая тема – это как раз то, с чем хочется минимально взаимодействовать, но так как она очень острая, то мы неминуемо касаемся этих вещей. Хотя я старался создать максимально поэтическое высказывание, а не политическое.
Как Вы считаете, искусство должно откликаться на политику или оно все-таки должно отстраняться от нее?
Я не знаю. Может быть, стоит в разных пропорциях смешивать разные мотивы и течения нашей жизни. Все равно сегодня дела обстоят так, что как бы вы не старались, как бы вы не существовали, так или иначе, вы окажетесь вовлеченными в какой-то политический контекст. Так устроен мир. К сожалению. Всю жизнь я максимально был отдален от политики, но сегодня нужно быть слепым и глухим, чтобы не видеть каких-то вещей. Потому что они яростно атакуют. И этот спектакль в каком-то смысле род защиты, потому что он как раз аполитический и антиполитический.
В какой степени фильм становится основой спектакля? Вы акцентируете внимание на какой-то теме, на героях или на сценарии?
На мой взгляд, я абсолютно придерживался фильма: и композиционно, и сюжетно, даже в тайминге. При этом я пользовался методом достаточно свободных ассоциаций, поэтическим таким методом. В общем-то говоря, может показаться, что спектакль никакого отношения к фильму не имеет. Но это не так.
Насколько зритель должен быть в материале? Нужно ли смотреть фильм перед тем, как прийти на спектакль?
Зритель ничего не должен. Он может видеть фильм, может не видеть. Это две точки зрения. Посмотреть спектакль может абсолютно любой человек. Правда, у нас есть маркировка «18+». Но это все-таки рекомендательная характеристика.
В последнее время ваши спектакли в основном пластические. «Земля» не станет исключением?
Нет, не станет. Я больше люблю такой театр. Драматический театр мне кажется скучноватым, если честно.
Но текст все-таки возникает?
Данный спектакль очень пластический. Актеры мало разговаривают.Одним героем будет произноситься статья Ленина «О национальной гордости великороссов», также в спектакле буду звучать украинские народные стихи.
Хореографией занимается новый человек для Петербурга, верно?
Да, это Селия Амаде. Она из Нидерландов. Мы с ней год назад вместе были в жюри одного фестиваля, и я предложил ей быть у меня хореографом, и она согласилась. Сейчас уже почти два месяца живет в Петербурге. Это наше первое сотрудничество.
А кто из артистов занят в спектакле? Снова ваша сложившаяся команда?
Не совсем. Тут сборная. Сборная России (смеется): Иван Батарев, который играл в «Леньке Пантелееве», Филипп Дьячков из Этюд-Театра, Гала Самойлова, Женя Антонов, Игорь Мосюк из театра «Балтийский Дом» и другие артисты. Музыку написал Иван Кушнир.
Все-таки это ваши люди, с которыми сделано уже достаточно много проектов. А у Вас не возникало идеи создать свой театр?
Свой театр… Это же очень сложно. Все это хозяйство, организация, какая-то административная деятельность. Я понял, что можно быть свободным человеком. При этом все равно все мои друзья со мной, и каждый из них – свободный человек, который следит за своим развитием самостоятельно. Это такая, в общем-то говоря, замечательная модель, которая меня устраивает на данный момент.
А как же «ConArtFamily»? Или это что-то другое?
Инициатор этой вещи – Паша Смирнов. Это команда, которая выпускает независимые маленькие проекты. Я выпустил с ними «Шинель. Балет», балет «Пассажир» и хип-хоп проект«Добрые Люди Злые Песни», но там еще куча всего другого есть, не связанного со мной.