Программа венгерского кинофестиваля «Cifra» выдалась в этом году очень интересной. Не стала исключением и озорная «Лиза-лиса» (режиссер Карой Уйй-Месарош). В это кино можно влюбиться уже по одним аннотациям: настолько оригинальные и самобытные истории вмещаются в несколько строчек текста. А кадры фильма прямо-таки заманивают доверчивого зрителя в кинотеатр, к обворожительной волшебнице-лисе.
Лиза живёт в городе Чудопеште в 60-ые и работает сиделкой у старой японки. Она совершенно одинока, и её единственный воображаемый друг – давно умерший японский певец. Лиза очень любит один сентиментальный роман, конечно же, японский, повествующий о девушке, получившей в день своего тридцатилетия подарок, о котором она мечтала всю жизнь – любовь. Зацвела черешня, в её душе наступила вечная весна – ничего необычного, в общем. Разве что любовь всей своей жизни героиня встретила не в самом романтичном месте - в обыкновенном фастфуд-ресторане под названием «Мекк Бургер». И вот Лиза, воодушевившись этой историей, отправляется в «Мекк Бургер» в поисках своего Ошимы. С этого момента её начинает преследовать череда нелепых смертей её воздыхателей. Случайно наткнувшись на легенду о японских женщинах-лисах, приносящих смерть всем, кто их возжелает, и чаще всего заканчивающих свою жизнь самоубийством, Лиза решает, что она и есть фея-лиса. Но проклятие можно снять: для этого нужно, чтобы фею полюбили бескорыстной и чистой любовью. Тем временем полиция подозревает девушку в убийствах, а прапорщик Золтан, снимающий у Лизы комнату, за ней наблюдает.
Итак, главная героиня фильма - одинокая, романтичная и немного странная девушка в поисках своего единственного. Параллелей с «Амели» не избежать. Лиза и Амели даже одеваются похоже: в старомодные, уютные кофты, непостижимым образом ничуть их не портящие. И у обеих прекрасные, большие выразительные глаза. И сходство картин не только в этом. Второстепенные персонажи в «Лизе-лисе», как и в «Амели», изображены гротескно, комично, очень колоритно и с какой-то беззлобной насмешкой. «Чудики», - сказали бы мы с улыбкой, если б хотели охарактеризовать их одним словом. Коротко говоря, у венгров получилось какое-то безумно французское кино, то есть кино с невероятным шармом и лёгкостью. Кино, после просмотра которого хочется парить над землёй.
Монмартр не просто играет в «Амели» роль фона, но является полноценным героем. Без парижских видов эту ленту представить себе невозможно, это одна из важнейших составляющих её успеха и зрительской любви. «Лизу-лису» снимали в Будапеште, но его слишком мало в фильме. А ведь этот сказочный город идеально подошёл бы для сказки (жанр «Лизы-лисы» я бы всё-таки определила как сказка для взрослых с элементами комедии, на это указывает и название города Чудопешт, и финальная фраза «И были они счастливы вместе, пока не умерли»).
Можно заметить и «привет» в виде голубого супа ещё одной героине из этой же галереи Бриджит Джонс, хотя, возможно, эта отсылка получилась случайно. «Лизу» с «Дневником Бриджет Джонс» сближает и отличный юмор. Его здесь довольно много и часто этот юмор чёрный. Например, все мужчины погибают под аккомпанемент заводной поп-песенки призрака-японца. Режиссёр при этом совершенно не прячет кровь, он в некоторых моментах даже любуется ею. А вот чего нет ни в «Амели», ни в «Дневнике Джонс», зато присутствует в «Лизе», так это графика и спецэффекты. За них картина даже получила приз на международном фестивале фантастических фильмов Fantasporto.
Примечателен и приз зрительских симпатий уже на фестивале в Брюсселе. На своём мастер-классе в Москве сценарист «Лизы-лисы» Балинт Хегедюш много говорил о том, как важно уметь заставить зрителя сходить на свой фильм и удерживать его внимание на протяжении всего сеанса. И видимо, режиссёр «Лизы» придерживается того же мнения. Действие очень динамично, нигде не провисает и захватывает уже с титров.
Картина шутя сочетает несочетаемое: добрую сказку и чёрный юмор, любовную историю и фантастику. И всё это органично выливается в нечто искромётное, эксцентричное и очень трогательное. Если ты умеешь любить чистой и жертвенной любовью, тогда в твоей жизни обязательно зацветёт черешня, наступит вечная весна, а гамбургеры в «Мекк Бургере» будут казаться ещё вкуснее. И самой смерти остаётся лишь петь безобидные песенки.
Текст Дроздова Валентина