Действительно ли общественные советы при театрах будут являться органами цензуры, и что это даст зрителям и самим театрам.
При театрах, цирках, концертных площадках и музеях могут появиться общественные советы, которые будут предупреждать зрителей о непристойных сценах и возможном оскорблении чувств верующих.
Панику поднимать не стоит криками о том, что в России пытаются снова ввести цензуру. В новостных заголовках, конечно, наиболее цепким является именно слово «цензура» и многие журналисты будут эксплуатировать именно его для кликабельности новости. Каюсь, я тоже это сделал, когда писал об этом новость.
Люди, которые читают только заголовки и особый тип голосящих активистов поднимут кипиш: «Цензура, цензура! В России хотят ввести цензуру!», не удосужившись прочесть текст самой новости. Хитрость в том, что «В России могут появиться комитеты по цензуре», а могут и не появиться. Да, инициатива такая есть: при театрах, концертных площадках и музеях хотят создать комитеты, которые будут перед показом зрителям ознакамливаться с содержанием художественного произведения/выступления. Очень похоже на цензурирующий орган, не правда ли?
Дальше идёт самая интересная часть, после которой многие опасения могут отступить. Комитет будет просматривать театральные постановки, но его функцией будет не запрет «нежелательных» или не подходящих по разным причинам спектаклей, а предупреждение особо ранимых зрителей о возможной опасности для их психического состояния. Иначе говоря, чтобы избежать никому не нужного баттхёрта.
Естественно, это реакция на реакцию представителей РПЦ на постановку Тимофея Кулябина «Тангейзер». Для тех, кто не в курсе, вкратце: новосибирский батюшка увидел афишу постановки «Тангейзер», где в районе женского паха находилось распятие с Христом. После чего он подал в суд на директора театра и режиссёра постановки за «оскорбление чувств верующих». Суд сотрудников театра оправдал, но потом директора сняли с должности, а новый – снял постановку с репертуара. Батюшка, кстати, оперу Кулябина не смотрел.
Что хочет автор законопроекта – сократить количество раздражителей в нашем обществе. Если ты крайне религиозный консерватор и тебя кто-то тащит на авангардную постановку про твоего мессию, которая маркирована предупреждением, что у особо впечатлительных может случиться баттхёрт, то это уже лично твоя ответственность. Ты, как взрослый человек берёшь на себя ответственность за все последствия просмотра спектакля, концерта, выставки.
Законопроект достигает сразу несколько важных целей:
отнимает важный козырь у мракобесов, скрывающихся за законом о «чувствах верующих»;
ограждает крайне впечатлительных зрителей от ненужных треволнений, оставляя им их консерватизм;
возвращает творческой общности свободу в реализации своих замыслов;
количество судебных процессов подобных делу «Тангейзера» сократится.
Пока закон ещё не принят и важным остаётся вопрос из каких средств будет оплачиваться труд членов общественных советов при театрах, музеях и концертных площадках? Как это может сказаться на ценах на билеты? И не последует ли за этим объединение разных видов учреждений культуры под началом одной дирекции, как было во Псковский и Тюменской областях?