Да здравствуют гистрионы! // Спектакль «Девочка-безручка»

Программа IV театрально-циркового фестиваля «Траектории Монгольфьеров» пришлась на майские праздники, но как будто не получила хорошей информационной поддержки от городских властей. А жаль! Потому что бродячий театр, который привезли в Петербург европейские артисты по-настоящему любопытен. Мы отвыкли от таких зрелищ, а скорее никогда не знали их, не видели того первородного площадного средневекового театра, осколком которого является замечательная швейцарская труппа «Николь и Мартин». Их двое — виртуозов, жонглеров, эквилибристов, музыкантов, гимнастов, одним словом, АРТИСТОВ. Я верю, «Николь и Мартин» — плоть от плоти своих собратьев по цеху — бродячих гистрионов, потому что их театр — это театр, безусловно, площадной зрелищной традиции, только разыгрывают они свои представления не на передвижных повозках педжентах, а на арене маленького цирка, где показывают всю сказочную «классику» братьев Гримм: от «Бременских музыкантов» с «Рыбаком и рыбкой» до «Девочки-безручки». Да-да, такое вот зловещее название. Немецкие сказочники верны себе — сюжет у этой детской сказки кровожадный: некий мужчина по причине своей алчности и по ошибке продал родную дочь дьяволу, а тот отнял у нее руки, потому что девушка оказалась на редкость чистоплотной и непокорной. Это завязка, а далее следует сама история, полная драматических поворотов. Девушка ушла из дому, и встретила принца, и тот ее полюбил, но дьявольские козни продолжали преследовать молодую пару… Излагать все сюжетные перипетии нет особого смысла. Важно одно — это история о подлинной любви, которая наполняет каждую секунду спектакля-представления, каждый гимнастический трюк, песню, акробатический номер.FnLjvxmo7Rg Трудно определить не только жанр «Девочки-безручки», но и вообще понять, что это за искусство перед нами, настолько синтетично действие. В нем, кажется, нашлось место всем формам исполнительских искусств. Есть здесь и традиционная для драматического театра игра с наивностью и простотой приемов, есть и пантомима (зрителю в «лицах» представляют королевский фруктовый сад), есть и музыкальные номера. Артисты «Николь и Мартин» — это настоящий оркестр виртуозов (несмотря на то, что их всего лишь двое): за тем, как они меняют музыкальные инструменты не успеваешь уследить. Но запоминается простая мелодия дудочки, которую исполняет артист, балансируя на канате. Да, все номера выполняются без страховки! Профессионализм актеров поднимает уровень адреналина у зрителей, которые с замиранием следят за сложными акробатическими поддержками, прыжками, стойками. Изумляются тому, как Девочка в петле каната медленно поднимается под купол цирка. И все понимают: она не держится руками, а только балансирует, только спиной чувствует канат. И вот она уже на самом верху, но вряд ли кто-то в зрительно зале может вздохнуть свободно, а из-под купола меж тем доносится: «Как хорошо, как спокойно мне тут! Я, пожалуй, здесь останусь!».  Надо признать, «Николь и Мартин» любят пошутить! В небольшом пространстве цирковые номера, исполненные в непосредственной близости от зрителей, воспринимают острее, равно как и простые театральные чудеса, которые на обычной сцене могут показаться старомодными и неинтересными. Но здесь, в бродячем театре «Николь и Мартин», все по-другому! И сказка братьев Гримм оживает и расцветает, и смотрят ее, затаив дыхание, как дети, так и взрослые!

Текст: Татьяна Булыгина Фото предоставлены пресс-службой фестиваля

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения