В рамках недели кино Эстонии в Петербурге была показана анимационная программа, составленная из фильмов-участников фестиваля Animated Dreams, крупнейшего фестиваля анимационного кино в Прибалтике.
Программа была посвящена фестивалю «Темные ночи», а именно короткометражным и анимационным картинам, участвовавшим в таллиннском фестивале. Перед показом директор фестиваля Тийна Локк деликатно предупредила зрителей, что эстонская анимация отличается сюрреалистичностью и черным юмором, а также посоветовала родителям вывести детей из зала, если таковые в нем присутствовали.
Открыть программу эстонской анимации выпало фильму-победителю прошлого года – «Черному сценарию» режиссера Кристьяна Хольма. В центре истории – некие Адольф и Рудольф (неясно, осознанно или нет автор фильма назвал героев именами известных братьев Дасслеров) пытаются решить проблему, угрожающую их парку аттракционов. Визуально процесс решения проблемы выполнен с помощью приема, позаимствованного у чешского аниматора Михаэлы Павлатовой из фильма «Слова, слова, слова», когда фразы, произносимые героями, образовывали над ними причудливые фигуры (только в эстонском варианте это не разноцветные паззлы, а тяжелые, давящие геометрические бабл-спичи). После одного просмотра мультфильм понять сложно, сюрреалистичные герои и сюжеты выводятся на экран в странной взаимосвязи: люди и медведи с воздушными шарами, стоящие в очереди в кассу, крыса в кедах, выкуривающая сигареты одну за другой, акула, сидящая в кресле напротив руководителя компании, полуголая женщина, крутящая обруч, стоя на плечах священника… Но к титрам складывается, в целом, положительное впечатление, так как фильм снят с использованием интересных образов и с ощутимой долей иронии.
Следующей была показана картина Прийта Тендера «Человек, кормивший червей», снятая по мотивам чукотской легенды. Надо сказать, фантазии автору не занимать – рисованным персонажам, а именно чукотскому мужчине, его жене, чукотскому пауку, обитающему в их доме, а также сыну паука, вместо таких же рисованных лиц «вклеены» лица актеров. Этакие говорящие головы на рисованных ножках разыгрывают наводящую ужас историю о том, как муж, недовольный тем, что жена не может родить, задумывает убить ее, но старый паук спасает женщину, после чего сватает ее же за своего сына, паука-младшего, и, несмотря на некоторые недопонимания поначалу, новоиспеченная пара начинает долгую и счастливую семейную жизнь.
Если только не ради оригинальной техники исполнения, то фильм необязателен к просмотру. Особенно борцам за права животных и просто людям, неравнодушным к ним – сцены убийства нерп и тюленей в чукотской степи кровавы и ужасающи.
Два других представленных фильма также не дали забыть о том, что эстонская анимация – не детская анимация. «Крокодил» Каспара Янциса, спродюсированный, как и два предыдущих фильма, Калевом Таммом, – история о двух одиночествах: оперном певце, потерпевшем грандиозный провал, и женщине, обнажающейся перед мясником, чтобы, живя без гроша в кармане, суметь прокормить своего необычного питомца. В итоге оказывается, что одному одиночеству не удается понять другое, и оно в страхе сбегает. А виной всему – «свои крокодилы в ванне», имеющиеся у каждого.
«Рождение пророка» Рао Хейдметса – странная кукольная фантазия на тему рая и ада. Молодой человек после смерти ищет свою возлюбленную, попутно узнавая, какова она, жизнь в аду. А там новоприбывших призывают: «Сдери с себя кожу и познай вечный душевный покой». При этом уже обжившиеся обитатели ада направо и налево практикуют самые садистские способы получения удовольствия (откровенной эротики там нет, но намеков достаточно). Молодой человек сбегает, но в раю его ждут все те же грешники, содравшие с себя кожу, только здесь основным грехом является чревоугодие. Герой все-таки находит свою возлюбленную, спасая ее из лап одного из таких обжор, и они улетают в космос, откуда им суждено вернуться на Землю уже в новых телах.
«Тик-так» Юло Пиккова - еще одна кукольная работа, и в отличие от предыдущей, непристойностей в ней нет. Простая и короткая история о часовщике, не замечающем за работой того, что в его часовой то там, то тут проворно хозяйничают крысы (не вызывающие, стоит заметить, отвращения), и когда он убивает одну из них, часы вдруг начинают протестовать, часовые механизмы собираются воедино и создают таким образом механического двойника погибшей крысы, на этот раз бессмертного.
Анимация в Эстонии, конечно, отличается оригинальностью своего юмора и образности, когда со знаком плюс, когда – со знаком минус, но эстонская школа анимации существует давно и славится несколькими своими известными представителями. Один из таких – Прийт Пярн, чья картина «Водолазы под дождем» и была представлена в подборке. Фильм снят совместно с Ольгой Пярн. Что и говорить, рука мастера она и есть рука мастера. С мельчайшей графической прорисовкой деталей супруги Пярн рассказали историю о муже и жене. Он – водолаз, рано утром уходящий на службу, она – стоматолог, дежурящий по ночам. Она приходит домой в то время, как ему надо уходить – уходит, едва успевая поздороваться и поцеловать его. Описания нелегких будней водолаза параллельно перебиваются сюрреалистичными сновидениями жены главного героя, и все это – под непрерывным серым дождем. Грустная и трогательная зарисовка, не лишенная, однако, и юмора.
Текст Дина Шадиева