александрстепенко
В авангарде у технологий
Два технологических изобретения, которые могут вытеснить большие пласты искусства из нашего будущего.
Технологический прогресс неумолимо меняет нашу жизнь и влияет на различные её области, в том числе и на искусство. Даже изобретения, которые на первый взгляд не имеют прямого отношения к сфере творчества, косвенно оказывают на неё влияние. Кто бы мог подумать, что баллончики для покраски автомобилей станут кистями и палитрой в руках новых уличных художников? Так и создатели языков программирования вряд ли задумывались, что в будущем можно будет программно создавать литературные произведения и даже поэзию.
Тема эта навеяна прошедшими в последние 10 дней ивентами – выставкой новых технологий TechTrends и фестивалем «101 Поэтика цифровых технологий». И то и то является площадкой для популяризации новых технологий, которые почти наверняка в ближайшие 10 лет войдут в нашу жизнь.
Новое всегда принимается в штыки, особенно теми матёрыми профессионалами своего дела, которые полагают, что знают в нём всё. Новое для них – чепуха, игрушки молодых и наивных. В действительности это лишь защитный механизм сохранения устоявшейся иерархии и порядка теми, кто стоит вверху системы. Новое – это всегда поначалу авангард.
В частности, я выделил для себя две интересные в рамках этой темы новинки. Первая – 3D-печать полотен знаменитых художников. Вообще 3D принтеры сейчас довольно интересная и перспективная тема, но здесь я остановлюсь именно на таком её применении, как печать картин художников с точной передачей всех неровностей и мазков работ. Вторая новинка – цифровая литература.
3D-печать картин. На первый взгляд это выглядит довольно здорово – пришёл в музей, сфотографировал понравившуюся картину, а дома сделал её точную копию на 3D-принтере. Сейчас, конечно, тактильно отличить оригинал от подделки не составляет труда, но с развитием 3D-печати эта грань неизбежно сотрётся, а с ней и разница между творческой работой художника и бездушной работой машины. Не думаю, что художники вымрут совсем, но скорее всего их ждёт участь маргиналов. В данном случае новинка вытеснит «устаревшее» искусство за счёт своей массовости и доступности для людей, не обладающих художественным талантом, а таких большинство. Другими словами, бесталанные (люди массово пользующиеся этим изобретением, а не его изобретатели) оттеснят одарённых за счёт технологий на задворки культуры. В новой культуре, возможно, художникам не найдётся достойного места.
Цифровая литература. Потенциальной угрозы литературе в лице своего цифрового аналога, я не вижу. Скорей цифровая литература и поэзия отвоюют небольшую область, но останутся экзотикой. Несмотря на то, что даже сейчас в текстах, создаваемых программами путём случайных перестановок набора слов, можно усмотреть какие-то философские или забавные высказывания, в итоге для создания полноценных литературных произведений с сюжетом, героями и прочими составляющими, понадобится что-то большее, чем просто искусственный интеллект. Само написание с помощью программ каких-то стихотворений или текстов может быть интересно преимущественно лингвистам и программистам, для лучшего понимания функционирования языка и его правил. Это, всё же, довольно ограниченный круг лиц.
Изменения в массовой культуре тесно связаны со всеми сферами деятельности человека. Люди, во многом благодаря СМИ, склонны раздувать из любой мелочи проблему. Человеческая жизнь, искусство, цивилизация – всё следует по определённой схеме от рождения через развитие и угасание к смерти. В этом нет ничего ни плохого, ни хорошего, так устроен мир и мы с вами.