Текст: Олеся Филиппова Фото предоставлены пресс-службой фестиваля
[gallery ids="80784,80785,80786,80787,80788,80789,80790,80791,80792"]Трагикомедия случайностей // Спектакль «Старший сын»
Одна ложь часто порождает другую, человек невольно запутывается в сетях собственной неправды и уже рад бы вернуться к истине, да не может без потери своего лица. Он тонет в океане собственной лжи, словно корабль с продырявленным днищем.
8 апреля в рамках фестиваля «Встречи в России» на сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» Тбилисский государственный академический русский драматический театр им. А. С. Грибоедова показал спектакль по пьесе Александра Вампилова «Старший сын». В основе сюжета простая и забавная история о двух студентах, которые, опоздав поздно вечером на автобус, решают погреться в одной из ближайших квартир. Люди, однако, подозрительно настроены по отношению к непрошенным гостям и не горят желанием пустить их под свою крышу. В конце концов, молодым людям все-таки улыбается удача, и с помощью случайно узнанных сведений и собственной лжи они оказываются в совершенно незнакомой семье. Пьеса А. Вампилова «Старший сын» – история о том, как легкомысленная выдумка переворачивает с ног на голову жизнь каждого из героев и становится новым листов в книге судьбы каждого из них.
Спектакль задуман режиссером Георгием Маргвелашвили как воздействие на чувства зрителей, и внешний эффект здесь не нужен. Решающую роль играют пробирающие до дрожи монологи главного героя, несчастного и одинокого старика Сарафанова, сохранившего, однако, юношеские надежды и бесконечную преданность своему искусству – музыке. Актеру Валерию Харютченко вполне удается воплотить в своей игре образ старика. Когда он говорит о своем сочинении, о кларнете, его глаза горят лихорадочным блеском настоящего творца, когда он признается в своих неудачах из голоса уходит жизнь, как может быть только у действительно страдающего человека.
Нельзя не отметить и игру главной героини постановки – дочери Сарафанова Нины. Актриса Мариам Кития мастерски воплощает на сцене образ суровой, практичной и несчастной девушки, выросшей без материнской любви, в глубине души которой еще живет маленькая девочка, мечтающая о настоящей любви. В одной из последних сцен, когда Нина бросается в объятия старика-отца, в ее порывистых искренних движениях столько чувства, что нам сразу становится ясен настоящий характер героини, наконец снявшей маску холодности и безразличия.
Актерская работа в постановке – слаженный механизм, все детали которого дополняют друг друга, как части единого целого.
Сложных декораций на сцене нет. Обстановка представляет собой интерьер обычной не очень богатой квартиры, внутри которой живут ничем не примечательные люди со своими проблемами и заботами.
Вся пьеса – череда случайностей и лжи, в которой все больше и больше запутываются главные герои. Спектакль напоминает фантазию или сон, исход которого невозможно предугадать до его завершения.
Жанр пьесы сам Вампилов определял, как комедию, однако не все так просто. Внутри смешной истории о двух незадачливых лгунах разворачивается настоящая драма. Режиссер в спектакле задает вопросы о роли искусства, жизненных ценностях каждого человека, о любви и одиночестве, лжи и правде, ответы на которые ищут на сцене актеры вместе со зрителем.