Главная » Татьяна Прияткина-Вайнштейн: «Современный театр кукол развивается и имеет право на своего зрителя, критика и на своих профессионалов»
Татьяна Прияткина-Вайнштейн: «Современный театр кукол развивается и имеет право на своего зрителя, критика и на своих профессионалов»
15.04.2015
25 и 26 апреля на площадке Скороход будут царствовать куклы. Именно в эти дни впервые пройдёт Международный фестиваль современного театра кукол. Наш корреспондент Ольга Борисевич поговорила с художественным руководителем площадки Скороход и организатором фестиваля Татьяной Прияткиной-Вайнштейн о фестивале, театре кукол и новых исследованиях.Как пришла идея создать такой фестиваль?
Всё произошло очень просто. К нам пришли ребята из Гёте-иститута и сказали, что у них есть материал, который может быть нам интересен. Когда я увидела, что они предлагают, я была в невероятном восторге, и подумала, что если уж привозить таких замечательных артистов, то почему бы не сделать и фестиваль. Мне кажется, нашей культуре следует показать, что такое современный театр кукол, ведь для многих он как был, так и остается неким развлечением для детишек.
Как я понимаю, фестиваль проходит впервые?
Да, он проводится впервые. Нам захотелось, чтобы это звучало масштабнее, чем просто одно событие в рамках недели Германии. Будет ли продолжаться фестиваль, зависит только от хорошего контента.
На фестивале мы увидим работы только представителей Германии?
Кроме Германии мы покажем и наш спектакль «Третий». Ведутся переговоры с французами. Возможно, мы успеем их привезти. Идея возникла спонтанно, поэтому очень сложно кого-то внезапно привезти, ведь гастрольные графики расписываются заранее. Но если этот проект найдёт отклик , в следующем году мы обязательно сделаем все заранее и намного масштабнее.
О чем Ваш спектакль «Третий»?
Он сделан довольно давно, ему почти три года. Спектакль идеально влился в представление о новом театре кукол. Спектакль поднимает острую проблему гендерной самоидентификации. В современном обществе очевидно, что женщина должна делать некие «женские вещи», а мужчина – «мужские». А как быть женщине, которая увлекается техникой, или мужчине, который хочет сидеть с детьми? Спектакль «Третий» как раз об этом. Это история трёх близнецов – мальчика, девочки и «третьего».Скажите, у фестиваля есть какая-то тематика?
Спектакли очень разные, поэтому единую тематику придумать было сложно. Тут интересен формат фестиваля. Это новый театр кукол, где используются различные современные технологии, современные взгляды.
Какая цель у организаторов фестиваля?
Цель одна – показать новый формат театра кукол. Это возможность заявить о том, что этот театр абсолютно полноценный, синтетический и мультижанровый. Он развивается и имеет право на своего зрителя, на своего критика, на своих профессионалов.
Почему стоит сходить на Ваш фестиваль?
Стоит прийти хотя бы для того, чтобы открыть для себя что-то новое. Сколько можно находиться в зоне своего зрительского комфорта? Это невероятные ощущения – исследовать что-то совершенно новое.
Современный театр кукол – какой он сегодня?
Как и любой современный театр, он имеет много тенденций. С одной стороны, театр кукол развивается и становится ближе к драматическому – куклы стали более психологичными и тонкомимирующими, но с другой стороны есть тенденция продолжать быть метафорическим. Ведь в театре кукол три темы: политика, секс и смерть – то, о чем в драматическом театре говорить нельзя. Сейчас, в связи с тем, что появляется цензура и вводятся ограничения на то, что можно делать на драматической сцене, театр кукол вновь поднимется. Так было в 70-е годы. Еще одна тенденция – несюжетность. Этим занимается театр АХЕ. Это работа со знаками, образами, не с текстом. Вот эти три направления в современном театре кукол растут.Как в вашу жизнь вошел театр кукол?
Я пять лет поступала в Театральную Академию. Мне говорили, что режиссура – не женская профессия. Потом повстречала Н.П.Наумова, к тому моменту я закончила Университет и работала в Кунсткамере. Он меня услышал и взял к себе. Я начала знакомиться с тем, что такое театр кукол. Надо признаться, что до этого я не была ни разу ни в одном кукольном театре, будучи коренной петербурженкой.
В 2003 году, когда не было ещё БТК Кудашова, с театром кукол в городе всё было очень сложно. Я думала, что же мне теперь делать. Потом постепенно стали появляться какие-то видеозаписи спектаклей, и для меня открылись совершенно невероятные вещи. Шванкайер, Жанти и другие. Это было потрясением. Я поняла, что у театра кукол есть огромный потенциал, он может развиваться.
По окончании факультета мы с однокурсниками создали театр Dzampano, который просуществовал четыре года. Мы успели поездить по Европе, познакомиться, посмотреть. Увы, достаточно быстро стало понятно, что раскрутить театр кукол практически нереально, и на какое-то время она ушел из моего творчества. Но в этом году я вернулась к нему.
Какая работа стала Вашим возвращением?
Я поставила в центре Мейерхольда кукольный спектакль «Лебединое озеро». Это совмещение балета и театра кукол. Спектакль для малышей, его можно будет посмотреть на «Золотой маске». Для меня было очень приятно вернуться.Какой спектакль произвел на Вас впечатление?
Когда мы открывали площадку «Скороход», мы привезли Дуда Паива. То, что он делает, – фантастика. Он совмещает современный танец и театр кукол и делает это на невероятном уровне. Надеюсь, мы как-нибудь ещё раз его привезём.
С какого спектакля лучше всего начинать знакомство с театром кукол?
Раньше я очень любила давать такие советы, но сейчас понимаю, что иногда так здорово прийти, не зная совсем ничего, и получить обухом по голове. Поэтому я просто предлагаю выбрать самим.