Текст: Екатерина Приклонская Фото предоставлены пресс-службой фестиваля
[gallery ids="81427,81428,81429,81430,81432,81433,81431"]Пресс-конференция Dance Open открывает новые имена
«Искусство в чистом виде», – так звучит слоган XIV Международного фестиваля Dance Open. Фестиваль балетного искусства, ставший столь традиционным для Петербурга, как развод мостов, проходит этой весной сразу на двух площадках города. С 21 по 27 апреля на сцене Александринского театра и БДТ им. Товстоногова будут показаны самые громкие и уникальные номера солистов трех лучших балетных трупп мира.
Когда знакомые спрашивают Бориса Илларионова, какой балет из программы Dance Open лучше всего посмотреть, ответ всегда один – нужно смотреть все. И не зря, ведь в афише международного балетного фестиваля не бывает случайных имен, только выдающиеся танцоры. Программа фестиваля как никогда насыщенна и представительна. Открытием для петербургского зрителя станет Венский государственный театр, впервые приехавший в Россию для участия в фестивале. Голландская труппа DutchNationalBallet уже знакома нашему зрителю. В этом году она приехала с пятью зарисовками пяти хореографов: Ханс Ван Манен, Кристофер Уилдон, Тэд Брандсен, Кшиштоф Пастор и Марко Гёке. Большой театр – лауреат трех «Золотых масок» – представит свой балет «Укрощение строптивой».
Екатерина Галанова выразила благодарность правительству города, которое, несмотря на кризисные времена, оказало беспрецедентную поддержку этому проекту, благодаря которой зрители смогут увидеть столь серьезные коллективы. «Все мечты на этот год осуществились. Это визит DutchNationalBallet – одной из самых крепких и сильных, очень современных и чувствующих балетный ритм, трупп. Их приезд сюда уже второй год подряд говорит о том, что этот фестиваль тоже очень современен, а значит, берет все лучшее от балета».
Еще одним гостем фестиваля стал балет Жана-Кристофа Майо, собравший все мыслимые «Золотые маски» в прошедшую субботу. Большой театр был на гастролях в Петербурге два года назад, но, по мнению Екатерины Галановой, приезжать ежегодно – было бы правильной традицией. Третья труппа, участвующая в фестивале – Венский государственный балет – впервые за свою 400-летнюю историю выступит в Петербурге с тремя современными балетами. ГАЛА-концерт вновь постарались сделать наиболее уникальным, привлекая новые имена. Однако за 14-летнюю историю это сделать все труднее: большинство лучших солистов всех трупп мира побывали в Санкт-Петербурге, но, несмотря на это, программа XIV фестиваля Dance Open все будет новой.
«Обе иностранные труппы специально для нас практически вручную шили эти балеты. Эти вечера не идут в таком составе и качестве, ни в Голландии, ни в Вене», – заявила исполнительный директор фестиваля DANCE OPEN Ольга Беленкис. Чуть подробнее о художественной составляющей фестиваля она отметила: «Программа DutchNationalBallet интересная, многосложная, полифоническая и в хореографическом и музыкальном плане. В постановках Венского балета с приходом художественного руководителя Манюэля Легри произошел поворот к модерну, и эта труппа стала трендсеттером в мире балета».
О Большом театре на конференции говорилось особенно много, Ольга Беленкис поделилась своим мнением: «В творчестве Жана-Кристофа Майо открылась новая страница – впервые он создавал что-то, а не переносил, как он это делает с балетом Монте Карло. Этот спектакль был создан специально для Большого театра».
Свое обращение к прессе Ханс ван Манен начал с педантичного уточнения, взяв в руки буклет Dance Open: «Я нашел неточность в буклете. Я не создал 120 работ, я создал около 50 и не работал на 40 театров, а только на 19 – примите эту коррекцию». Следом за этим с улыбкой: «Мне радостно видеть столько внимания к фестивалю (прим. На пресс-конференции собрались десятки представителей журналов, газет, телеканалов; репортеры и фотографы), потому что когда мы проводим такую встречу в Голландии, приходит максимум 6 человек. Это еще раз подтверждает, что Санкт-Петербург является центром балетной жизни».
Нехитрую арифметику представил художественный руководитель DutchNationalBallet Тед Брандсен: «Мы включили в свою программу шесть различных балетов шести хореографов и шесть разных стилей современного балета. Эти шесть балетов покажут стилистическую картину балетной жизни в мире и то, что происходит в нашем театре». Большой честью для Венского балета стала возможность включить в программу один из балетов Ханса Ван Манена, а также представить новые имена, которые еще не известны в России. Это художественный руководитель Театра в Варшаве Кшиштоф Пастор, немецкий хореограф марко Гёке, создавший номер специально для балерины Венского театра. А откроет программу номер, поставленный Кристофером Уилдоном, недавняя премьера которого – мюзикл «Американец в Париже» – была с успехом показана на Бродвее.
«Фестиваль стремительно развивается. 14 лет назад он начинался как традиционный, ориентированный на приобщение к классическому танцу, а в последние три года он сильно преобразуется и начинает открывать хореографов», – напомнила собравшимся балетный критик Татьяна Кузнецова. И в очередной раз прозвучало название балета Большого театра – фаворита Татьяны Кузнецовой: «Зрители на нем расслабятся, его не нужно анализировать, это очень веселая, яркая и влюбленная продукция, созданная в абсолютной влюбленности хореографа в артиста и артиста в хореографа».
Судя по тенденциям последних лет, модерн вливается в балет все активнее, однако, как выразилась Татьяна Кузнецова, классика не отменяет современность, современность не отменяет классику. Так и в этом году в рамках Dance Open выступят легендарные приверженцы классики и эпатажные сторонники авангарда.