Перемотать жизнь назад // Спектакль «Биография»

Многие из нас мечтают вернуться в прошлое и исправить некоторые факты своей биографии, чтобы жизнь сложилась по-другому. Главный герой спектакля «Биография» получает такую возможность, и захлебывается  в калейдоскопе воспоминаний.  Такова интрига постановки, привезенной  Русским театром Эстонии на фестиваль  «Встречи в России».Копия Jevi_Eluloomang_large-102+ 17-й фестиваль русских зарубежных театров стартовал 6 апреля: уже в который раз он собирает в гостеприимном Санкт-Петербурге людей театра самых разных стран, говорящих на одном языке и создающих единое культурное пространство, чтобы помочь участникам увидеть и услышать друг друга. На сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» демонстрируют спектакли по произведениям русской и зарубежной классики русскоязычные театры из Швеции, Эстонии, Латвии Белоруссии, Израиля и других стран. В афише всегда только премьеры. Новинку этого театрального сезона привез и Русский театр Эстонии. Этот театр считается самым красивым в Скандинавии, он был основан в 1948 году, и с тех пор в нем было сыграно более пятисот спектаклей. Театр ни на миг не прекращал свою деятельность, хотя чиновники неоднократно выражали желание закрыть его. Однако, учитывая популярность спектаклей у зрителей, реализовать это намерение, к счастью, не удалось, поэтому сейчас он продолжает важную миссию – является  хранителем русских театральных традиций в Эстонии и местом общения ее русскоязычных жителей.Копия Jevi_Eluloomang_large-118 Спектакль «Биография» поставлен по пьесе швейцарского писателя Макса Фриша, автора известных романов и пьес. Он говорил: «Каждый человек рано или поздно выдумывает историю, которую считает своей жизнью». Такова история и главного героя – ученого  Кюрмана (Cергей Черкасов). «Биографию» Фриш написал в 1968-м, затем в 1984-м году вернулся к этой работе и завершил ее. Молодой режиссер Иван Стрелкин поставил спектакль по этой пьесе в ноябре 2014 году и назвал эту историю «взрослой» и «даже пожилой ".  Главный герой, приближаясь к закату жизни, задается мучительным вопросом – как бы изменилась его жизнь, если бы он мог что-то изменить. Ему кажется, что он точно знает, что нужно сделать, чтобы карьера, личная жизнь сложилась по-другому. Однако, получив такую возможность от некоего Регистратора его жизни, герой начинает возвращать и переигрывать раз за разом различные эпизоды своей жизни, попутно вспоминая забытое. Оказывается, что многое он не готов прожить иначе, хотя сыграть в разные варианты у него есть полный карт-бланш. Этим страшно недоволен Регистратор, который ждал от героя большего.Копия Jevi_Eluloomang_large-53 Во втором акте перед нами предстают разные варианты концовок, при этом все они трагичны. Жена Кюрмана Антуанетта тоже получает шанс что-то поменять. Она выбирает  изменить события той ночи, когда осталась с Кюрманом, но даже это к лучшему не приводит. К слову,  Антуанетту в спектакле играют одновременно три актрисы: Елена Тарасенко, Алина Кармазина, Анна Маркова. Одна из них сидит в зрительном зале, среди пришедших посмотреть на спектакль, и оттуда подает свои реплики, соединяя своей персоной прошлое и настоящее. У большинства артистов (остальных персонажей играют Юрий Жилин, Александр Жиленко, Даниил Зандберг) в спектакле по несколько ролей: они меняют свой облик на глазах у зрителей, лишний раз как бы подчеркивая, что все происходящее нереально и это лишь репетиция того, что могло бы быть, но никогда не случится. Поначалу скупые декорации (только белый квадрат подмостков на сцене и четыре прожектора по углам) постепенно обогащаются: вместе с оживающими воспоминаниями сцена наполняется  вещами из прошлого – кипами старых пыльных журналов, где записана Регистратором вся жизнь героев, старыми костюмами, предметами быта. Появляются пианино, велосипед, инвалидная коляска, снежки, в которые герой играл в детстве… Как голова человека стремительно наполняется воспоминаниями, так и сцена по ходу действия все больше и больше наполняется вещами. Так своеобразно, но интересно решен предметный мир спектакля.Копия Jevi_Eluloomang_large-18 В целом, постановка создает атмосферу, размывающую границы между театром и жизнью, создает своеобразный эффект театральной репетиции со всеми шероховатостями, появляющимися  по ходу бесконечной репетиции человеческой жизни. Но это репетиции после спектакля, а не до него, ведь жизнь уже прожита героями, и нам остается только убедиться, почему не могло быть иначе.

Текст: Елизавета Митрофанова Фото: Фото: Jelena Vilt/Русский театр Эстонии

[gallery ids="80383,80384,80385,80386,80387"]

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения