Главная » Папа был // Спектакль «Павлик – мой Бог»
Папа был // Спектакль «Павлик – мой Бог»
13.04.2015
Пьеса «Павлик – мой Бог» режиссера Евгения Григорьева и драматурга Нины Белиницкой впервые вступила на сцену театра Гоголь-центра. 11 апреля московский зритель стал свидетелем глубокой личной драмы, уходящей корнями в многолетнюю историю, но сохранившую актуальность и сейчас.
Хотелось бы отметить сам гоголевский театр на Курской. Современное оформление, свежие идеи, атмосфера свободы и творчества – это то, чем, пожалуй, отличается это место. Люди, находящиеся с вами в зале, вдруг неожиданным образом окажутся на сцене, и эта близость актера и зрителя придает особенную искренность и естественность всему происходящему. Только такой язык приемлем для спектакля-исповеди, спектакля- откровения.
Откровение Тани«Как-то раз мы с сестрой поехали его убивать. А потом подумали, а что если он обрадуется нам? Обнимет? Я представила, как скажу ему, что мой нос похож на его. И лоб. И вообще весь профиль».
Каково это, когда душевная привязанность и родственная любовь постоянно борются с обидой? Когда родной человек даже не отвечает на телефонные звонки, и сокровенным приходится делиться с гудками в трубке? Девочка Таня очень нуждается в папе, но сталкивается с его безразличием. Не в состоянии больше терпеть предательства, она решает донести на отца – проворовавшегося госслужащего. С тех пор Павлик Морозов становится ее Богом. Чтобы разобраться в себе девочка отправляется в «храм», в деревню Герасимовку, где жил и умер Павлик.
Благодаря визуальным эффектам зритель вместе с героиней переносится на родину Павлика Морозова. Кадры документальной съёмки, снятые специально для спектакля, безупречно передают колорит русской глубинки, демонстрируя кропотливую работу режиссера и драматурга постановки. Исповедь Павлика«Реальны были только две вещи: я родился. И меня убили в лесу, где мы с Федькой собирали клюкву, чтобы на зиму варенье сварить. Меня убили, а я очень хотел жить, если честно».
Пионер-герой. Сын-предатель. Меняются времена и нравы, меняется ярлык, повешенный обществом на Павлика Морозова. Но вдруг окажется, что Павлик не предавал отца. Кем он становится для нас? Жертвой истории, вымышленным героем советской пропаганды, или просто ребенком, которого зверски убили родные люди в самом начале его пути? Трагедия Павлика – звание виновного без вины, это дети, реально предавшие родителей по его примеру. Но что двигало такими детьми? Коммунистические идеи или, может, личная обида, недостаток родительского тепла, ласки и внимания?Общение с Павликом Морозовым изменит Танины взгляды, она отпустит отца, откажется от мести. Девочка откроет для себя нового Павлика. Не предателя, а мученика, на месте гибели которого и по сей день проходят церковные службы.
Гениальность произведения определяется его непосредственным влиянием на зрителя. Хотелось бы думать, что после этого спектакля, чей-то давно ушедший папа, сидящий в зале, наконец поднимет трубку, а лучше позвонит сам. Или человек, выросший без отца, наконец избавится от обиженного ребенка, живущего в нём, простит папу, мысленно поблагодарит его просто за то, что живет.
– Павлик, я хочу ,чтобы папа был.
– Папа был.