Текст: Татьяна Булыгина Фото предоставлены пресс-службой фестиваля
От любви до ненависти // Спектакль «Забавные опыты любви»
Израильский театр ZERO представил на фестивале «Встречи в России» свой вариант Чехова – спектакль «Забавные опыты любви» по рассказам «Супруг», «Следователь» и «Враги».
Один шаг от любви до ненависти. Измена-предательство-ревность в одном клубке. Тема женской неверности была выбрана создателями спектакля (Марина Белявцева, Олег Родовильский) в качестве ключевой и связала прозаический материал, обратив его в стройную сценическую композицию.
Чеховский текст в спектакле «Забавные опыты любви» инсценирован необычайно бережно, с сохранением слов автора-рассказчика. Он буквально разложен на персонажей каждой истории, так что актерам приходится существовать по-брехтовски. Генетически такой спектакль восходит к опыту Мастерской П. Фоменка, и, в первую очередь, вспоминается «Война и мир». У ZERO то же обаяние игрового театра и такая же танцевальная воздушность. Как интерлюдия перед каждой частью спектакля дан танец трех персонажей в белых халатах. Он решен очень иронично: циники-врачи задорно перекидываются папками с историями болезней, пускают листочки по ветру, снимают с манекена голову, руки, а потом пытаются собрать все, как было. Также перед началом каждого рассказа из большой папки достается та или иная улика: то букетик сухоцветов, то резиновый номерок, то детская деревянная машинка. Спектакль играется в условном пространстве, в котором из мебели – операционный стол да кресло из кабинета главврача, а над сценой подвешены рентгеновские снимки.
Первый рассказ спектакля – история мужа, узнающего, что жена увлеклась другим мужчиной и мечтает поехать к нему в Ниццу (рассказ «Супруг»). Семейная драма принимает нешуточный накал, и дело, казалось бы, движется к неминуемому разрыву. Вот уже и развод обсудили, правда выяснилось, что жена не согласна на развод, не хочет терять общественное положение, а в Ниццу ей нужно на месяц, не больше. Актеры играют в жмурки (тут прямая метафора: недальновидный муж). Герой вспоминает свою молодость, первое увлечение этой женщиной – в этот момент на него сверху набрасывается розовая вуаль и оплетает его, как кокон. Драматизм ситуации снимается внезапно – все по Чехову – и очень комично. Утром стучится прислуга: «Барыня встали и просили передать обещанные ей вчера 25 рублей». А был ли скандал-разрыв накануне? Вот такая ироничная легкость!
Трагическое звучание в спектакле «Забавные опыты любви» усиливается от начала к концу. Вторая история уже совсем не кажется забавной, хотя в ней, как изюм, присутствует писательский цинизм: «Уездный врач и судебный следователь ехали в один хороший весенний полдень на вскрытие». Молодая женщина предсказала свою смерть и умерла в точности с предсказанием (сразу после родов). В финале выясняется, что отравилась – решила так наказать мужа за измену. Третья же история «Враги» очень известный рассказ Чехова: у доктора умер сын, а его вызывают спасать молодую женщину. Он едет, но оказывается, что женщина послала мужа за доктором, а сама сбежала с любовником. Злая ирония судьбы, и снова измена как катастрофа.
При инсценировании и постановке чеховских рассказов театру ZERO удалось передать главное – наслаждение от текста, и это при том, что в спектакле предостаточно собственно театральных средств выразительности. Однако они не заслоняют чистое звучание слова, а, наоборот, усиливают эту чистоту, что не совсем в тенденции современного театра и поэтому особенно ценно.