Текст: Полина Майкова Фото предоставлены пресс-службой театра
Open mind // Спектакль «Когда Дельфин прикоснулся к Ребенку»
В марте в «Театре Сновидений Ольги Чернявской» прошло несколько премьерных показов моноспектакля «Когда Дельфин прикоснулся к Ребенку». Театр пропагандирует идею театротерапии, поэтому в создании этого экологического перформанса принимали участие психологи, арт-терапевты и даже китологи. Учитывая суровые реалии, которые не щадят наши нервные клетки, лечебный эффект искусства сегодня так актуален.
Спектакль, построенный на бесконфликтной драматургии, представляет собой интерактивное путешествие по глубинам подсознания. Поиски Внутреннего Ребенка, исследование сверхразумной цивилизации Дельфинов и посвящение в первозданную природу человека – об этом впервые заговорила со сцены мастерская «Театра Сновидений».
Вступительная часть спектакля начинается в сказочном фойе, где пеньки заменяют стулья, а под потолком висит лодка и представляет собой некий манифест от лица актрисы Элизы Мартинез Навас. Несмотря на лекционный даже просветительский характер речи, актерская харизма превращает этот ликбез в увлекательную беседу. Обветшалая лестница трансформируется в ораторскую трибуну, с которой нам вещают о Внутреннем Ребенке, который есть в каждом из нас. И в этот момент что-то откликается внутри, где-то в районе солнечного сплетения. Мaybe my Inter-Child? Кто же он? Внутренний ребенок – это наша субличность трех-четырехлетнего возраста, которая сохранила свою естественность и первозданность. Несмотря на то, что этот Ребенок не осязаем, он абсолютно реален. Дети полны творческой инициативы и веры в чудеса, они принимают этот мир, как сказку, где даже камушек, ракушка или песчинка – живая частичка большой Вселенной. Но взрослые говорят «чудес не бывает», «играют только маленькие», «плачут только слабые», а дети, как в песне «Мама» группы Krec палят «память дотла, впитывая правила доброго зла». Чем сильнее человек находится в рабстве стереотипов, чужих схем воспитания и норм поведения, тем глубже прячется Внутренний Ребенок.
Спектакль предлагает новый взгляд на китовых, как на древних и мудрых существ, поэтому в постановке они выступают в роли наставников. Дельфины живут и вне просторов океана, их можно увидеть в стрит-арте любого городского квартала, в фигурах пролетающих облаков, в тени песчаных барханов или в живописной россыпи звезд – нужно лишь позволить себе смотреть на мир глазами Ребенка.
Происходящее на сцене плавно переходит в зал, где Дельфийка-женщина, принявшая призыв Дельфинов к спасению человеческой души, ведет нас в мир иррационального, сновиденческого, метафизического, где зритель –непосредственный соучастник коллективного творчества. Будто в машине времени на посадочных местах мы путешествуем среди пространств и эпох: древний, архаичный театр сменяют виды иных планет и галактик. Публику погружают в глубины океана, где Дельфины так близко, что можно дотянуться рукой. И океан трансформируется в околоплодные воды, где мы наблюдаем за появлением Ребенка на свет, а позже окажемся в древней пустыне – пустыне своей Души.
Музыкальная ткань соткана из детского смеха и звуков Дельфинов, из обрядового и инакового пения, как, например, композиция Мередит Монк, известная своими уникальными голосовыми вибрациями.
Благодаря режиссерскому мастерству и актеру, чье проживание и выразительность исходят не из игры, а из собственной психофизической природы, каждое слово, символ и звук обрастает объемом и оживает. Будь то языки пламени из песка, или звуки волн, которые смывают с нас ложные убеждения, ограничивающие стереотипы, негативные воспоминания и, кажется, даже грехи.
Спектакль «Когда Дельфин прикоснулся к Ребенку» – это инструкция, как с помощью принятия Внутреннего Ребенка в себе, осознания своей первозданной природы и общения с Дельфинами можно преобразовать хаос в единство, дисбаланс в гармонию, а тьму в свет.