Стохастические тексты Тео Лутца
В 1959 году математик Тео Лутц проводил эксперименты с ЭВМ. Он создал алгоритм, который порождал стохастические стихотворения, то есть производимые путём случайных перестановок заданного набора слов, следуя определённым правилам языка. В основу одной из программ Монтфорта лёг этот алгоритм. Представленный генератор основан на «Замке» Франца Кафки, т.е. все существительные и прилагательные взяты из этого литературного произведения. Интересно то, что любой человек может на основе написанной Ником программы создавать свои вариации с другими словами, не имея никаких знаний в области программирования. Для того чтобы попробовать сделать свою версию текста, нужно скачать html-файл с программой «Стохастические тексты» и открыть его в своём браузере (я проводил эксперименты в Opera). Вы увидите, как работает программа. Чтобы начать её редактирование на свой лад, необходимо в окне с текстом нажать правой кнопкой мыши и выбрать строку «Просмотреть исходный текст». Не пугайтесь, мы не будем изучать язык html, он для желаемых манипуляций нам и не понадобится. Теперь с помощью сочетания клавиш «ctrl+A» выделяем весь исходный текст программы и копируем (cntrl+C). Создаём новый текстовый файл (блокнот, не Word) и вставляем туда программный код. Теперь можно начинать экспериментировать. Где-то в середине файла вы найдёте изначальный набор слов, из которых программа создаёт стохастические предложения. Соответственно, сначала идут существительные, дальше прилагательные и союзы. Попробуем использовать слова из «1984» Оруэлла. Стоит обратить внимание, что все существительные и прилагательные даны в именительном падеже и мужском роде. Для правильной их согласованности и достижения необходимого эффекта нужно использовать один падеж и род для всех существительных и прилагательных, не обязательно мужской и именительный. После этого нажимаем «Сохранить как» в меню «Файл», выбираем в типе файла «Все файлы», кодировку ставим «Юникод» и вводим «название файла.html». Открываем файл, смотрим, что получилось. Помимо слов, можно также задавать скорость работы, цвет фона и многое другое. Всё это можно попробовать изменить методом «научного тыка». Для чего нужна: для философских размышлений о том, что «ни один мир ни тёмный и не каждый язык революционный»; для составления сборника афоризмов в стиле Кафки или древних греков; для изучения родного языка и структуры предложений; для свежего взгляда на обыденное.Малевичеград
Следующая программа по задумке Монтфорта смешивает простые части сложных слов и составляет из простых сложные. То есть, если у нас есть несколько слов с двумя корнями, то программа перемешивает между собой корни всего набора слов или объединяет простые слова в сложные. Также можно брать слова с одним корнем и прибавлять к ним корень сложных. Система редактирования аналогичная – копируем код, вставляем его в блокнот и редактируем, сохраняем, как html-файл. Я попытался совместить фамилии российских политиков с частями названий российских компаний. Получилось не очень интересно. На самом мастер-классе кто-то совместил архитектурные стили с музыкальными, получались забавные вариации вроде psyбарокко и техноклассицизм. Как видно из этого варианта, концепция оказывает немаловажное значение на результат. Иногда второе слово срабатывает лишь с парой-тройкой других. Всё зависит от вашей фантазии. Из достойных внимания сочетаний у меня получились «Путининвест», «Шойгубанк» и «Лавровфильм». Здесь так же можно поиграть с другими значениями в коде программы – цвет, скорость и т.п. Какая строчка за что отвечает, определяется методом проб и ошибок, не буду лишать вас удовольствия самим исследовать код этой программы. Для чего нужна: для замены штата копирайтеров по придумыванию названий для компаний и продуктов; для изобретения названий новых течений в искусстве; для понимания, как образовываются в языке сложные слова; для образования новых слов.Через парк
Третья программа удаляет случайным образом треть введённого текста. То есть из 24 предложений она стирает 8 в хаотичном порядке. Программа показывает, что получается, если умолчать о чём-то в ходе повествования и можно ли уловить при этом суть текста. Программа работает как с предложениями, так и с отдельными словами, оставляя 1/3. При каждом обновлении страницы создаётся новая выборка. Редактирование кода происходит уже известным вам способом. На мастер-классе я пробовал ввести по памяти сюжет «Алисы в стране чудес», иногда суть повествования остаётся ясна, но теряются детали, иногда суть становится очень размытой. Как утверждает Ник Монтфорт, эллипсис [намеренный пропуск слов] открывает двери для воображения. Для чего нужна: для игры в Шерлока – угадай, что написано, когда треть письма залита чернилами; для понимания последствий и масштабов недоговорок; для машинного редактирования журналистских материалов. Ценность и интерес написанных Ником Монтфортом программ состоят в том, что они доступны не только программистам, а цели их использования не фиксированы. Минимальных знаний, описанных в этой статье достаточно, чтобы успешно работать с кодами и создавать свои вариации, причём количество тем неограниченно. С этими программами может работать, как писатель, так и лингвист, как программист, так и любой не специалист. Как говорит сам Ник: «Это не просто контейнеры, которые вы заполняете языком, вы узнаёте, как функционирует язык. И такое использование языка отличается от использования языка, когда вы пишете или читаете текст».Материал подготовил Александр Степенко
[gallery columns="4" link="file" ids="80067,80068,80069,80070,80071,80072,80073,80074,80075,80076,80077"]