Текст: Алла Козбаненко Фото предоставлены пресс-службой фестиваля
«Мужчина совершенством стал, когда бы постоянством обладал» // Спектакль «Два джентльмена из Вероны»
Традиционный участник ежегодного фестиваля «Встречи в России» – Рижский русский театр им. Михаила Чехова – в этот раз привез с собой феерическую комедию «Два джентльмена из Вероны». Итальянские кипящие страсти, выбор между любовью и дружбой, молодость во всех ее проявлениях – вот что ожидало зрителей.
Спектакль создан по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Два веронца», но какого же было, рассчитывая на позднюю средневековую эпоху, увидеть на сцене вполне современные велосипеды, самокаты, и прочие атрибуты активного отдыха современной молодежи. Очевидно, режиссер Игорь Коняев решил максимально близко приобщить эту историю к сегодняшнему миру. Начало было положено, и к героям, уже находившимся на сцене, присоединились еще некоторые персонажи. Кто-то съехал на велосипеде прямо по лестнице между сторонами партеров, кто-то просто выбежал из таинственных закоулков театра, и все ребята объединились в достаточно ритмичном, современном танце, тем самым, поднимая настроение публике и подготавливая зал к красочному выступлению.
Эта одна из ранних романтических комедий Уильяма Шекспира, и она просто дышит молодой энергией, поэтому здесь собрались, наверно самые животрепещущие темы, относящиеся к становлению личности, приобретению собственного опыта и, конечно же, любви. Именно поэтому спектакль наполнен свежими нотками, каждый танцевальный номер сопровождается нынешними западными композициями, что иногда, даже хочется подтанцовывать, настолько все живо и сочно. Даже «лунная походка» Майкла Джексона, которая не везде смотрится кстати, здесь была очень даже в тему.
С каждым человеком это случается только раз в жизни. Молодость дана для того, чтобы испытать себя, постараться осуществить все свои мечты, задумав что-то выбивающееся из потока обычной жизни. Переступить черту дозволенного, отказаться от всего, что знал раньше, и испытать себя в этом открытом космосе, вооружившись только собственной отвагой и полагаясь на удачу, отправиться в свободный полет.
Так и наш герой Валентин, никогда не веривший в любовь отправляется в Милан ко двору одного знатного герцога. Его провожают его товарищи, и особенно картинно прощается с ним лучший друг. Однако они расстаются ненадолго, ведь судьба-шутница очень скоро предоставляет им возможность встретиться в Милане.
Смешного тут, конечно, много: например, при каждом из наших джентльменов находиться преданный слуга. У Протея – это а-ля прованский пастух, он все время напевает одну и ту же мелодию, которая ассоциируется только с этим родом деятельности. В руках у него желтый воздушный шарик, прикрепленный к палке, которая очень напоминает посох, желтые мокасины, такого же цвета шляпа и шарф, и вдобавок собака на поводке, которую он очень забавно пытается дрессировать. Ко всему прочему, этот чудак смешно шепелявит, и гримасничает, что просто невозможно не потешаться над ним. У Валентина слуга немного серьезней, выглядит он как настоящий рэпер, да и шекспировские стихи он ловко читает в стиле рэп.
Нужно отдать должное костюмерам: на героях были не просто потрясающие костюмы, на них были настоящие произведения искусства. Мужчины облачены в яркие одежды с витиеватыми узорами, которые просятся на дизайнерский показ, а женщины – это воплощение господства сверкающих камней, разнообразных кружев, атласных тканей, всего пестренького и достаточно откровенного. Если бы встретить группу молодежи в таких уборах на улице – смело можно сказать, что эти ребята отправляются в самый модный клуб в городе.
Сеньорам из Вероны не приходится скучать, но и оставаться друзьями не получается. Никогда не веривший в настоящую любовь Валентин не может укротить свое сердце, ведь оно во власти Сильвии – дочери герцога. А вот Протей, уже успевший познать это прекрасное чувство, вдруг задумывается о его подлинности, ведь Сильвия и его не оставляет равнодушным. И тогда он решается на предательство. В этой, новой жизни, каждый теперь сам за себя, ему ничего не стоит обмануть друга, который доверил ему свою тайну. И как же сильно он полюбил Сильвию!
Как отчаянны были его поступки, которые отобразились на сцене самым неожиданным образом. Очень пластичный актер, исполняющий роль Протея, предстал перед нами настоящим ангелом, парившим в облаках. Это было незабываемо, зрители ликовали, чем немного смутили молодого артиста.
Обстановка на сцене состояла лишь из нескольких передвигающихся конструкций, напоминающих чем-то птичьи клетки, так как они были разрисованы затейливыми веточками. Эти маленькие комнатки так искусно использовались и перемещались, что иногда напоминали черные ящики из кладовки фокусника. Однако никакого подвоха здесь не было, хоть стены и были украшены различными рисунками, конструкции были прозрачны, и это позволяло еще больше дать волю фантазии. Особенно музыкальные вставки, оснащенные игрой света, позволяли не только следить за происходящим на первом плане, но и заглядывать внутрь этих прозрачных сооружений, ведь там тоже происходило кое-что интересное.
Необычно было видеть изгнанников, обитавших в лесу. В их число, кстати, попал один из наших героев. Все они были панками. Да, настоящими любителями ирокезов, кожаных штанов и рок-музыки. О проблемах они рассказали быстро, под гитару и тут же приняли новоиспеченного разбойника в атаманы. Это сравнение, пожалуй, очень точно отображает современное разделение среди молодежи. Ведь именно эта субкультура отличается своей непредсказуемостью и вечным анархизмом, что так же было свойственно разбойникам того времени.
Вот так мы любим Шекспира! Молодежь готова искать ответы на главные вопросы в произведениях легендарных классиков, а вместе с тем воплощать новые замыслы, проводить параллели между веками и просто играть – от души как во все времена.