В киноцентре «Родина» в рамках проекта «Иное кино» прошли показы фильмов датского режиссёра Ларса фон Триера «Рассекая волны» и «Догвилль».
Первой вниманию зрителя была представлена картина «Рассекая волны /Breaking the Waves» (1996). Трогательная история о Бесс (Эмилия Уотсон), которая получила от Бога наивысший дар — любовь Яна (Стеллан Скарсгард). Будучи в разлуке с мужем Бесс просит у Господа вернуть его любой ценой, и он возвращается к ней инвалидом. В фильме вера и сумасшествие настолько тесно переплетены друг с другом, что невозможно отделить одно от другого. Молитвы Бесс в невероятно чувственном исполнении Эмилии Уотсон вызывают у зрителя желание верить в то что с ней говорит Бог так же искренне, как и сама героиня. Вера в любовь, в счастье, в Бога пропитывает каждый кадр этого фильма. Так же как и уверенность главной героини в том, что доказывая раз за разом свою любовь к мужу, она сможет исцелить его. Глупая, странная идея, в которую кроме неё никто не может поверить и которая уничтожает Бесс.
Фильм приближен к документальному реализму — ручная камера, минимум визуальных эффектов, полное управление актерами, великолепная музыка и художественные заставки, разделяющие действие на главы.
Итог — сильная картина о Вере, Боге и Любви. Причём любви к человеку, а не слову, ибо «Как можно любить СЛОВО? Ведь надо любить ЧЕЛОВЕКА».
После небольшого перерыва кинопоказ продолжился одним из самых известных фильмов Триера - «Догвилль» / Dogville» (2003).
«В Догвилле жили хорошие, честные люди, которые любили свой город», - в голосе рассказчика нет ни капли иронии и сомнения, да и как можно сомневаться в этих простых, бедных работягах, которых можно увидеть в любом провинциальном городке? Только Томас Эдиссон младший (Пол Беттани) считает, что этому городу необходимо проявить свою истинную суть и для этого ему нужен «конкретный, наглядный пример». В роли такого «примера» и выступает Грейс (Николь Кидман), молодая девушка, ищущая в Догвилле укрытия от преследующих её гангстеров. Добропорядочные жители после долгих дебатов оставляют девушку, но на правах общей работницы (а как же иначе, ведь они подвергают себя опасности, укрывая её). И всё было бы хорошо, не начни город показывать свои зубы.
Первый прием, который сразу бросается в глаза — это «театральный» подход к декорациям фильма. Стены домов очерчены мелом на полу, зрителю видны стены павильона, все участники действия постоянно находятся на площадке. Всё это сделано для того, чтобы максимально передать саму атмосферу таких мест, где нет личного и всё у всех на виду, а так же ещё раз акцентировать на том, что это абсолютно абстрактное место, при всей его детальной проработке.
Сам же фильм о Вере, но в отличие от первого, не в Бога, а в людей. Всё происходящее — локальный эксперимент, проявляющий человеческую природу во всей её пугающей первобытности. Нельзя прощать другого за поступок, который ты сам себе не смог бы никогда простить, таков суровый вердикт режиссёра. И по окончании фильма с ним невольно соглашаешься. А потом ужасаешься от осознания того, что Догвилль вокруг нас.
Ларс фон Триер - настоящий исследователь человеческих душ, его фильмы проецируются на смотрящего и проникают в него. Кадр за кадром, нота за нотой, слово за словом. Он ставит эксперименты, препарируя чувства людей, доводя их до исступления в своей работе. А самое шокирующее, что в каждой из этих историй нельзя вычленить то событие, под давлением которого всё пошло не так, его попросту нет. Есть только человеческая природа, и вера в то, что можно жить и по другому.
Текст Алексей Петров