Второго апреля в Музее-усадьбе Державина прошел специальный показ документального фильма «Как Пушкин с Гоголем породнились…». Корреспондент «Около» посмотрел картину 2009 года и готов рассказать, что с ней не так.
Фильм основан на факте родства великих писателей. Внучка Пушкина вышла замуж за племянника Гоголя и тем самым породнила две династии. Впрочем, большая часть картины посвящена не прошлому, а настоящему. Конечно, нам напоминают о Царском Селе и доме А. И. Талызина на Никитинском бульваре Москвы, где Гоголь сжег единственный том вторых «Мертвых душ» и провел свои последние дни. Более того, показывают эти места в лучших традициях караоке: другого о качестве съемок не скажешь.
Основную часть 44-минутного хронометража занимают интервью с потомками литераторов. Находили их в Санкт-Петербурге, Москве, Полтаве, Брюсселе и даже Париже. Каждый явно пытался рассказать что-то интересное о своих дальних родственниках: специально находили фотографии, украшения. Например, золотые часы, которые остановились в минуту смерти Пушкина и передавались от Державина к Гоголю, а в революционные времена чудом оказались в хранилище музея.
Однако каждая крупица интересной информации здесь завалена тонной хлама общеизвестных фактов, которые и так все проходили в школе. Да, у Гоголя была интересная форма носа. Да, нам уже рассказывали, как они познакомились в начале фильма, спасибо. Как бы боясь утомить зрителя, периодически авторы показывают что-то совсем странное. Например, как один из потомков прыгает в бассейн и умывается после плавания водой.
Только ближе к концу появляется интересная героиня: Татьяна Владимировна Дурново, которая проживала в Париже. Она скончалась спустя полгода после снятия материала, однако оказалась единственной участницей съемок, слушать которую действительно интересно. И про родственников оригинально рассказала, и Ленина с революционерами вспомнила ярким словечком.
Но дотянуть до появления в кадре Татьяны Владимировны – уже достижение. Когда мир документального кино перешел на цифру и начал продвигать новые способы подачи материала, создатели «Как Пушкин с Гоголем породнились…» как будто выбили из времени и пространства. Авторы пытаются донести до зрителя иногда интересную, эксклюзивную информацию, но делают это насколько блекло, что покидает ощущение просмотра фильма. Динамичность картинки, музыкальное сопровождение, голос за кадром, изображение на экране – всё куда-то пропадает. Ощущаешь себя в пыльном музее с бабушкой-экскурсоводом, которая постоянно бубнит себе под нос. Так что лучшее решение – даже не пробовать заходить.
Текст Дмитрий Лисовский