Текст: Мари Комогорова
Форс-мажор: Человек наизнанку
Для тех, кому не хватило трёх месяцев зимы, есть отличные новости. В апреле на экраны выходит самый снежный фильм года. И это четвёртая полнометражная работа шведского режиссёра Рубена Эстлунда «Форс-мажор», на этот раз драма о семейных отношениях, разворачивающаяся посреди величественных Альпийских гор.
Пейзаж завораживает. Малоизвестный оператор Фредерик Вензел демонстрирует безукоризненное умение создавать общие планы, от которых захватывает дух. И достоинство их ничуть не скрадывается на фоне закадровых «Времён года» Вивальди . Интересно, что Эстлунд использует в качестве саундтрека не четвёртый концерт композитора («Зима»), а второй («Лето»). Красота дуэта белоснежных Альп и скрипичной музыки столь гармонична, сколь угрожающа и непредсказуема. Такое пристальное внимание режиссёра к природе обязывает зрителя углядеть в пейзаже гораздо большее, нежели просто живописный фон. Внезапно сошедшая лавина становится не чем иным, как символом раскола в молодой супружеской паре.
Эбба (Лиза Ловен Конгсли) и Томас (Йоханнес Кунке) с детьми приезжают на горнолыжный курорт, чтобы всей семьёй провести незабываемый отдых. Но непредвиденная ситуация, случившаяся за обедом в ресторане, полностью меняет их жизнь.
Пускай кинолента изобилует множеством комичных семейных сцен вроде торжества сонного царства на просторной кровати или совместной чистки зубов гигантскими электрощётками. Эстлунда в большей степени интересуют размышления о природе человека, чем история разрушения одной семьи. И в «Форс-мажоре» он поочерёдно проверяет героев на вшивость. А сход лавины и опасную автомобильную дорогу, пролегающую на краю обрыва, автор использует в качестве своеобразной лакмусовой бумажки. Так, на протяжении всей кинокартины развивается не противостояние мужа и жены, а борьба разума с инстинктом самосохранения. И второй соперник одерживает победу с перевесом в одно очко. Такую, что не приносит с собой триумфа, а опустошает человека, доводя до нервных срывов. И наиболее сильные эмоциональные эпизоды режиссёр доверяет именно мужчине, мужественный внешний облик которого никак не соответствует его внутренней конституции.
Эстлунд разделил фильм на главки, название каждой из которых соответствует дню, проведённому в горах. И неслучайно пятый день носит обречённое имя «последнего», как бы предвосхищая не радужное будущее. Значит ли это, что он обвиняет своих героев в уподоблении животным и неразумности? Отнюдь нет, «Форс-мажор» – это сердечная боль режиссёра за человека такого, какой он есть, со всеми его несовершенствами и слабостями.