С 17 по 21 апреля в Великом Новгороде прошел XIII Международный театральный фестиваль «Царь-сказка» или Кingfestival. Фестиваль адресован преимущественно детской аудитории, его основателем и неизменным организатором выступает новгородский театр для детей и молодежи «Малый» в лице художественного руководителя и режиссера Надежды Алексеевой.
За время своего существования, начиная с 1992 года, он объединил вокруг себя не только новгородских поклонников детского театра, но и специалистов-теоретиков и практиков со всего мира. Среди участников Kingfestival неизменно выступают зарубежные коллективы, спектакли которых составляют значительную часть фестивальной программы. В этом году в программе «Царь-сказки» приняли участие театры из Австрии, Германии, Италии, Латвии, Финляндии и Франции. Остается догадываться, каких усилий стоило организаторам собрать такой представительный состав участников в виду непростой экономической и политической ситуации. Конечно, немалую роль сыграла поддержка учредителей фестиваля, в роли которых выступают как театральные так и государственные институции: СТД (Союз театральных деятелей России) и Российский национальный центр АССИТЕЖ.
В этом году в программу фестиваля вошла не только традиционная творческая лаборатория «Молодая критика – театральное будущее, но также резиденция «Новые лица АССИТЕЖ» (ASSITEJ – Международная ассоциация театров для детей и молодежи –прим.Авт.), приуроченная к 50-летию организации. В работе резиденции приняли участие молодые деятели театра – режиссеры, драматурги, менеджеры, театральные специалисты. Отдельная площадка в программе была выделена круглому столу директоров фестивалей, которые имели возможность презентовать свои проекты, пригласить к сотрудничеству театральные коллективы. Еще одним новшеством стал проект «Театры городов-побратимов», в рамках которого гости фестиваля смогли посмотреть спектакли театра из г. Беллефельда (Германия) «Шея жирафа» и «Страдания юного Вертера», а также спектакль-концерт «Одна гитара в Америках», представленный театральной компанией из г. Нантер (Франция).
[caption id="attachment_81821" align="aligncenter" width="1200"] «Шея жирафа», Городской театр Билефельда[/caption]
Если абстрагироваться от сухой статистики, то фестиваль «Царь-сказка» явление в своем роде уникальное. Благодаря многочисленным международным контактам театра «Малый», зритель имеет редкую возможность познакомиться с творчеством европейских театральных коллективов, занимающихся театром для детей Дать определение, сформулировать критерии детского театра довольно сложно. Чем он отличается от театра для взрослых – сюжетом, возможно более простым способом художественного высказывания? Каким должен быть спектакль для детей? Этими вопросами задались участники резиденции «Новые лица АССИТЕЖ», и даже провели небольшой видео-опрос среди новгородцев, где интересовались, как же все-таки нужно играть для детей? Ответы были получены очень разные. Юный зрители сошлись на мнении, что для них нужно играть так же, как и для взрослых. Пожалуй, так и должно быть, ведь дети подчас мыслят серьезнее и глубже, чем может показаться взрослому. Тем не менее, театральная публика все молодеет, что требует развития новых форм театрального зрелища для детей. В программе фестиваля фигурировало даже название с пометкой от «1+». И это отнюдь не случайность, не выполнение формального требования.
Формат беби-театра, к которому относятся эти постановки, пришел в Россию сравнительно недавно, однако он стремительно набирает популярность, а для автора этой статьи стал и вовсе открытием. Итальянский коллектив La Baracca из г. Болонья на протяжении тридцати пяти лет ставит спектакли для зрителей от одного года. На «Царь-сказке» коллектив представил постановку под названием «Домик» – сюрреалистическую историю про взрослого и ребенка, которые встречаются, знакомятся и начинают строить.
[caption id="attachment_81814" align="aligncenter" width="1200"] «История одного чуда» , Творческое объединение 9, Театр “Практика”[/caption]
Спектакли беби-театра, как правило, бессюжетные и бессловесные представления, героями которых становятся обычные предметы, оживающие в руках актеров. Взрослые как бы подсказывают ребенку, как можно «общаться» с предметом, подсказывают ходы воображения, сами уподобляясь в этот момент детям, видящим в простой банке героя своих историй, представляя лоскут полиэтилена то плащом, то морем. Театр это или социальная игра? Вопрос так и остался открытым в ходе дискуссий молодой критики, вызвав немало споров и рассуждений.
Возвращаясь к программе фестиваля, хотелось бы сущностно структурировать увиденное. Условно спектакли, представленные на фестивале, можно поделить на три группы. К первой можно отнести постановки, построенные на игре с предметом, его метафорическом перевоплощении, одушевлении и поиске фантазии. Это спектакли «Домик» (г. Болонья, Италия), «Шепот из банки» (г. Ненциг, Австрия), «Где живет ветер?» (г. В. Новгород, Россия), отчасти спектакль «История одного чуда» (г. Москва, Россия).
Вторая группа объединила работы, в которых действие – это череда актов сиюминутного художественного творчества артиста, а история – постоянная смена живописных картин, создаваемых на глазах у зрителя. Такой принцип использован в спектакле «Песочные сказки (г. Рига, Латвия). Эта постановка – версия, ставшего в последнее время популярным жанра песочного театра. По пути «рисования сюжета» пошли и создатели спектакля «Брум» (г. Равенна, Италия), получившие приз молодой критики. Только здесь рисование на бумаге. Сюда же может быть отнесена постановка «Умная собачка Соня» (г. Тюмень, Россия).
[caption id="attachment_81820" align="aligncenter" width="1200"] «Где живет ветер?», Новгородский театр для детей и молодежи "Малый"[/caption]
К третьей группе спектаклей, наверное, справедливо будет отнести постановки Городского театра Билефельда – «Шея жирафа» и «Страдания юного Вертера», а также постановку новгородского театра «Малый» – «Вдребезги», адресованные подросткам и более зрелому зрителю. Эти постановки отличает литературное построение, где текст и харизма актера имеют большое значение. Спектакли, показанные театром Билефельда, представляют собой классику драматического немецкого театра. Постановка Надежды Алексеевой «Вдребезги» – скорее стилизация авангардного прочтения поэзии Серебряного века, поэтически-ритмическая композиция, исполненная актерской экзальтации.
Отдельно можно отметить моноспектакль в исполнении Евы Путро финского театра Quo Vadis «Спасите маму» – пример практического воплощения мультикультурной политики в области театра для самых маленьких. Спектакль для детей от пяти лет с довольно психоделическим сюжетом, где грустная девочка пытается спасти свою маму из плена Сини, играется на нескольких языках. В Новгороде он исполнялся на русском. Непосредственность, с которой актриса преодолевала трудности русской фонетики, и манипуляции с платьем из нескольких слоев войлока, которое выполняло роль сменяющейся декорации, по мере раздевания героини, вызвал бурю эмоций не только у детей, но и взрослого зрителя.