«Феникс»: родиться заново, чтобы вновь умереть

«Феникс» показывает, как меняется человек теряя и вновь обретая себя. Сила отчаяния противопоставляется всепоглощающей силе любви.  3 Действие фильма разворачивается в Германии 1945 года. Выжившая в концлагере Нелли Ленц (Нина Хосс) отправляется в Берлин. Её лицо обгорело, и ей делают пластическую операцию. К сожалению, идентично воссоздать черты лица не удаётся и когда Нелли находит своего мужа Йоханнеса (Рональд Церфельд), он её не узнает. Впрочем, сразу предлагает Нелли изобразить его, как он считает, погибшую жену, чтобы получить её наследство. Отчаявшись из-за пережитой трагедии и из-за того, что муж её не узнал, Нелли соглашается и заново учится быть собой. Попутно открывая для себя Йоханнеса совсем с другой стороны. 2 Причастность режиссёра Кристиана Петцольда к «берлинской школе» кинематографа явно прослеживается в «Фениксе» и в его предыдущем военном фильме «Барбара». Типичная для этой школы меланхолия наполняет картину. Это тоска. По чему-то неназываемому, но утраченному. Нуарность «Феникса» делает эту тоску более очерченной, выделенной. В фильме есть парочка сцен, которые, несмотря на всю сдержанность, заставляют вздрагивать. Например, сцена, в которой солдат просит Нелли снять повязку с обгоревшего лица. Её лицо нам не показывают. Зато мы видим удивленное лицо солдата, а потом его виноватое извинение, небрежно брошенное в сторону. Этот опосредованный показ событий более красноречив. И похожих по восприятию сцен в фильме немало. Режиссёр как бы оставляет нам возможность прорисовать картину самим. 1 Российскому зрителю мало знакомы актёры фильма, так как большая часть картин с их участием не переведена на русский язык и не прокатывалась в России. Но актёрский состав бесподобен. Нине Хосс безоговорочно веришь. Веришь, что эта женщина была в концлагере, веришь во все истории её невзгод. Она также прекрасно показала себя и в фильме «Барбара» Петцольда, за который была номинирована Европейской киноакадемией на лучшую женскую роль. В стороне не стоят и другие актёры. Нина Кунцендорф, сыгравшая Лене Винтер – подругу Нелли, тоже очень хороша. Её героиня – этакий берег здравого смысла в жизни Нелли. Ну и, наконец, Рональд Церфельд. Его герой молчалив. Видно, что его переполняют чувства и сомнения, а раскрывать это Рональду приходится лишь эмоциями и взглядом. И это ему, несомненно, удаётся. 5 Картину наполняет атмосфера послевоенной Германии: разрушенные дома после бомбёжки, серые люди. Серые не столько из-за внешнего вида, сколько из-за какой-то внутренней хмурости. Даже квартира Йоханнеса выглядит серо и неопрятно. Повсюду ходят американские солдаты, патрулируют дороги, как в самом Берлине, так и за его пределами. К слову, они выставлены совсем не в лучшем свете. Представители свободной нации на чужой земле грубые и нахальные. «Феникс», несомненно, заслуживает внимания. Он способен заставить прослезиться, а в некоторых моментах ужаснуться или удивиться. Это фильм о перерождении человека благодаря искреннему чувству. О том, как человек способен «забыть» себя, сменить своё лицо (в прямом и переносном смысле) ради возможности оставаться рядом с любимым.

Текст Алина Галяутдинова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения