Текст: Екатерина Приклонская Фото предоставлены пресс-службой фестиваля
Dutch National Ballet c постановкой Back to Bach: Полифония стилей
Признанный мэтр современной хореографии Dutch National Ballet открыл XIV Международный фестиваль балета Dance Open постановкой «Back to Bach». Шесть хореографов и шесть постановок по-новому осмысляют музыкальную философию Иоганна Себастьяна Баха.
Целостный хореографический коллаж под единым названием «Возвращение к Баху» ранее состоял из четырех частей, но специально для показа в Петербурге был перекроен. Открыл программу номер Кристофера Уилдона - рисунок под названием DUET. Плавные, но вымеренные до миллиметра движения создают ощущение умиротворения, персонажи парят над сценой, словно птицы. Традиционный образ классического балета разбавлен нестандартным положением танцоров на сцене – здесь были не только па и разнообразные поддержки, но и довольно смелые передвижения лежа. Стоит отметить, что музыка Баха звучала не в каждой зарисовке, а всего в двух. Оригинальная музыка великого композитора открыла их выступление, а также поставила финальную точку.
Бах считается непревзойденным мастером полифонии. Back to Bach по-своему осмысляет его музыкальную философию и преподносит многозвучие разных композиторов: Мориса Равеля, Филипа Гласс, Рюичи Сакомото, Альва Нато и Джонни Кэша.
FANTASIA, созданная мировым классиком хореографии Хансом ван Маненом, представляет собой три танцевальных дуэта, которые мы видели на афишах. Здесь чувствуются яркие новаторские идеи. Ломаные линии движений кажутся жесткими и резкими, где-то даже грубыми. Танцоры воздевают руки к небу и с экспрессивным поворотом смотрят в глаза публике. Открывает зарисовку синхронные движения шести человек, а затем танец переходит в парные номера. Здесь появляется воспевание натурализма движений, отрицание строгих балетных па и даже намек на кокетство.
Второе отделение становится более выразительным, представляя нам зарисовку REPLAY Теда Брандсена под насыщенную музыкальную палитру Филипа Гласса. Именно по этому номеру можно с уверенностью сказать, что ты чувствуешь выступление, рефлексируешь, получая от танцоров не только блистательную технику, но и энергию. Нежные тона костюмов сменяются здесь на категоричный черный, мягкие движения на резкие, словно натянутые пружины. Танцоры играют, как драматические артисты, в их движениях ощущается преодолевание и перебарывание.
По эмоциональному накалу с номером Теда Брандсена может поспорить разве что MINOS DUET Хуанхо Аркеса. Его танец рассказывает историю, сотканную из многообразия чувств, переданных с помощью страстных и энергичных линий. Не зря танец начался еще до первых звуков музыки: девушка стремительно ворвалась в танец, выбежав из пределов арьерсцены на передний план. Движения танцоров резкие, но при этом мягкие, будто они парят, еле уловимыми движениями касаясь сцены.
Единственным мужским соло-выступлением в программе вечера стало AFFI в хореографии Марко Гёке. Треморные анималистичные движения отражали яркую неповторимость танцевального авангарда. Классика здесь отходит на обочину, уступая дорогу эксперименту. Вместо классической музыки танцор двигался по сцене под кантри от Джонни Кэша. Тишину в финале выступления нарушает свист, музыка продолжается, а танец продолжается за ним. Это выступление уникально тем, что чувства здесь передаются не только телом, Марко Гёке расширяет инструменты передачи смысла: так появляется голос и даже в некотором роде интерактив.
Величественные движения и особенная вычурность балета Кшиштофа Пастора IN LIGHT AND SHADOW создали ощущение званого бала в стиле Барокко. Атмосфера старинного многоярусного зрительного зала и царской ложи входило в контекст выступления, помогая ощутить себя на светском приеме. Как известно, балет вырос именно из танцев эпохи Барокко, поэтому Кшиштов Пастор в рамках международного фестиваля балета как будто отдал дань классике.
На сцене Александринского театра были показаны шесть зарисовок от шести разных хореографов. Классика и ультрасовременность смело стояли бок о бок, создавая, новые жанры, направления и танцевальные тренды. Для каждого участника фестиваля - это эксперимент, возможность изменить уже существующее или создать нечто новое.