Пугающая реальность – именно так можно коротко охарактеризовать спектакль «Суходол», главным идеологом которого является режиссер-постановщик Екатерина Максимова.
Это первое, что приходит в голову по окончании спектакля. Накатывает пора размышлений, утихает шквал эмоций, и ты начинаешь понимать главную причину, вызвавшую столь бурный протест в твоей голове. Чувства, подобные этим, возбудить может только правда, неприкрытая и голая, которую показали актеры творческой команды Максимовой (ТОК).
Премьера состоялась в творческой галерее «Артмуза», а конкретнее в лаборатории ON.Театр – еще одно интересное и креативное пространство нашего города, укромно расположенное в черте Васильевского острова.
О проделанной работе можно размышлять много, и мысли противоречивы, скачкообразны. Основой спектакля послужили повести Бунина «Суходол» и «Деревня», а также пьеса «Язычники» Анны Яблонской. Перед командой стояла цель, осветить вопросы, которые мы с разной периодичностью задаем себе всю свою жизнь: «Кто мы?», «Почему мы так живем?», «Что ждет нас дальше?».
По словам Екатерины Максимовой, именно пьеса «Язычники» оказала на нее особое влияние и легла в основу создания работы. Изучив пьесу подробнее, каждый в той или иной степени имеет возможность для себя открыть множество скрытых истин понимания религиозного и жизненного знания: подмены подлинных ценностей, ложь в современном обществе, осознание того, что мы в большей степени ничего не знаем, как о себе, так и о нашем мире, его устройстве. Не знаем о Боге. Ведь даже смысл этого слова некогда утерян. Осознание этого факта привело к созданию нынешнего спектакля «Суходол», где так тесно переплетаются настоящее время с богатым прошлым предков.
Режиссера спектакля поразило сходство героинь Бунина и Яблонской и их параллели – «корни «Язычников» там – в «Суходоле», в «Деревне». Отсюда были созданы портреты женщин, ставшие центральными образами. Они тонкими нитями соединяют прошлое с настоящим, указывая на то, как все начиналось и к чему привело.
«Суходол» понимания Максимовой – это история о смешении религиозного уклада и язычества – взгляд в прошлое и оценка настоящего. История о людском невежестве, что тяжелым грузом свалилось на нынешнее поколение, о скрытой лжи, фанатичности, прикрытой ложным пониманием Бога.
История о дворянском роде, что доживает последние вехи своего существования, где все перевернулось вверх дном: здесь крестятся повсеместно и на образа, и на языческие идолы, взывают ко всевозможным богам, гадают на церковных свечах. За всем этим хаосом запутанных молитв нет Творца истинного. Кажется, было ли такое в действительности? Было. И отражение подобного невежества можно видеть на будущем поколении. Фанатичная прислужница церкви, что бросает семью и всю жизнь скитается по монастырям, дабы угодить … кому? Остервеневшая молодая мать, что не может найти семейного счастья. Тихий, неприметный муж. Совсем юная дочь, не нашедшая отклика в душах своих родных, единственная из всех, кто пытается обрести Бога.
Во всей этой сумасшедшей неразберихе нет правды, нет пути к духовному покаянию – легка дорога, да все приводит не туда.