Текст: Алла Игнатенко Фото предоставлены пресс-службой фестиваля
Доброе утро, человек! // Спектакль «Первый день мира»
С 6 по 12 апреля в театре-фестивале «Балтийский дом» проходил фестиваль «Встречи в России». Завершающим спектаклем стал международный проект «Первый день мира» под руководством Юрия Томошевского. В спектакле приняли участие актеры театров-участников фестиваля, а также артисты Романтического театра.
На бэкграунде сцены была расположена знакомая всем петербуржцам табличка: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!» Все потому, что спектакль, как и фестиваль «Встречи в России» в целом, посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вступительное слово сказал режиссер Юрий Томошевский. Оказывается, проект «Первый день мира» был создан всего за неделю. «Это была напряженная, но замечательная атмосфера. Для нас было важно показать не блокаду, кровь и боль, а донести до зрителей ощущение того, как люди выживали, чем они жили. Город Санкт-Петербург – достояние великого народа, у которого нет национальности», – рассказал Юрий Валентинович.
Что для нас 9 мая? Светлый праздник, объединяющий всех раз в год, или день великой скорби? Словно отвечая на этот вопрос, артисты вышли в чёрном, символично-траурном цвете, и стали петь русскую народную песню «Разлилася-разлилась речка быстрая», а после раздался голос Юрия Левитана, сообщающий об объявлении войны. Голосу диктора в своё время внимали все граждане Советского Союза без исключения. До сих пор он вызывает тягостное ощущение.
Позднее юная и прекрасная Анна Некрасова читала стихи Ольги Берггольц: «Я говорю с тобой под свист снарядов». И это не просто декламация, а еще боль и страх, но в то же время огромная гордость за свой многострадальный город. Какая бы они ни была, и как бы мы к ней не относились, но это наша Родина. Все-таки для людей очень важна память места и наши корни, нужно на что-то опираться.
Воспоминания поэтессы Ольги Берггольц прозвучали в спектакле «Первый день мира» не раз. Для нас война-летопись, далекая история, но для тех, кто присутствовал при этих событиях – жуткая реальность, и о ней мало кто хочет вспоминать. Рассказывать об искалеченных детях и страхе перед смертью и обстрелами выпало Татьяне Морозовой. Как-то ленинградку Ольгу Берггольц ее московская знакомая спросила, привыкла ли та к бомбежками. «Это ерунда», – с надрывом ответила актриса Татьяна Морозова за нее, – «потому что к этому привыкнуть невозможно».
Спектакль-концерт был наполнен не только исполнением песен или чтением стихов. На сцене разворачивались моменты из военной жизни. Пребывая постоянно в бесконечном ужасе, люди не теряли своей человечности: они влюблялись, танцевали, ходили на свидания. В этом проявлялось их желание приблизить мирную, нормальную жизнь. Но и подвигам уделено было место: Наталья Зайцева на некоторое время превратилась в Женю Стасюк, маленькую шестнадцатилетнюю дружинницу, отваги которой хватило бы на целый полк.
Зрители Романтического театра Томошевского знают, как замечательно читает стихи его руководитель. Он выступил со стихотворением Николая Гумилева «Жираф». Ленинградцы во время блокады спасали себя поэзией, вспоминал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Великую силу искусства сложно переоценить. Сложно выразить словами важность воспоминаний, пусть даже тяжелых и грустных. Возможно, именно уважение к прошлому и опыту предыдущих поколений и делает нас людьми.