Постановка произведения для детей на сцене – дело непростое. Режиссер Вероника Шахова приняла вызов: 28 марта на сцене Театрально-Культурного комплекса Александринский прошла премьера детского спектакля "Сверчок".
Новая сцена Александринского театра славится своими экспериментальными спектаклями. Так, к примеру, здесь идет медиаспектакль «Нейроинтегрум», который построен на новейшей системе восприятия импульсов мозга человека, спектакль «Теллурия» искривляет пространство своей неординарной сценографией, а так же текст и восприятие зрителя, завораживает своей неординарной красотой спектакль-танец «Пробуждение», где актер не танцует, а как будто плавает. Главный принцип всех проектов Новой сцены Александринского театра – слом привычного нам восприятия театрального искусства. Это постоянно происходящий эксперимент над зрителем, проверка, задача которой узнать, насколько далеко искусство может зайти в поиске новой формы, оставаясь интересным и актуальным.
В начале января на Новой сцене прошел Круглый стол на тему "Современная драматургия в театре для детей", а так же читки пьес с участием детей, где маленьким зрителям представилась возможность поучаствовать в разборе пьес и выразить своё мнение. Именно поэтому заявка на детский спектакль не стала неожиданностью.
В итоге было решено поставить на Новой сцене полномасштабный спектакль для детей. В качестве режиссера выступила Вероника Шахова, художником-постановщиком стала Вера Соколова, а актеры были выбраны из стажеров Александринского театра. Вероника Шахова вместе с художником Филиппом Виноградовым уже ставила этот спектакль в трюме Русского театра Эстонии в 2013 году, здесь же для этой цели была выделена учебная сцена ТКК.
Вполне ожидаемо, что «Сверчок» это необычный взгляд на жанр детского спектакля. В нём отсутствуют яркие костюмы и декорации, нет характерных героев антагонистов (один из которых должен непременно раскаяться к концу представления), да и само действие нелинейно и заставляет даже взрослого зрителя задержать внимание на происходящем.
Сам спектакль Вероника Шахова представила как «несказку» и объяснила это тем, что он «для взрослых детей и для не выросших взрослых». Просмотрев его, невольно соглашаешься с точностью формулировки, ведь вопросы которые поднимаются в постановке ещё далеки для детей, но взгляд на них для взрослого может показаться уж слишком несерьезным. В этом был риск, как для режиссёра, так и для зрителя.
Представление начинается с входа первого зрителя в зал. Внутри он обнаружит молодых актеров в непринуждённой обстановке, играющих на музыкальных инструментах или, попросту говоря, «джемующих», то бишь играющих безо всякой заготовки. Да-да, именно «джемующих», ибо большая часть мелодий выстраивается в процессе, а сами музыканты перешучиваются, всячески подкалывают друг друга. Но вот свет гаснет, на музыку ложится текст – завязка, и начинается действие.
Действие пьесы раскручивается вокруг Сверчка. Главный герой впервые в жизни столкивается с «мрачным чувством» и пытается понять, как его победить, и надо ли вообще это делать. В итоге Сверчок приходит к самому важному решению – он принимает себя таким, какой он есть, даже вместе с этим «мрачным чувством»
Музыкальное оформление спектакля подкупает как взрослого зрителя, так и тем более ребёнка, потому как почти все звуки рождаются на глазах у публики, причём порой из самых необычных предметов. Здесь наряду с гитарами и синтезатором используется «скотч», свистелки из игрушек, хлопушки и многое другое.
На фоне музыкального оформления сценография выглядит немного блёкло. Здесь есть интересные ходы – смена плоскостей восприятия, но в целом она не отличается ни оригинальностью, ни точностью попадания в ситуацию. Более того: оформление здесь скорее работает на идею того, что это «студенческий показ». Отсутствие как таковых декораций и ярких решений в спектакле не выглядит как задуманный ход, скорее как необходимость облегчить задачу сценографу.
Что же касается актерской игры, то она подкупает. Ловкое смешивание клоунады и психологического театра, танца и музыки, откровенного дурачества и постановки серьезных вопросов перед зрителем в исполнении молодых актеров приобретает ни с чем не сравнимую легкость и живость. Нет ощущения заученности текста и действий, есть только «здесь и сейчас». А умение актеров получать удовольствие от собственного кутежа для детского спектакля просто находка.
Эта постановка вызывает весьма странное впечатление от просмотра: с одной стороны веселое и доброе представление о первом столкновении с «мрачным чувством», с другой психологически-философская притча о понимании себя. При таком раскладе этот спектакль не может понравиться всем, потому что кто-то будет мал, а кто-то велик и слишком серьёзен. Но на то это и «несказка». Так что если вы ищете классического детского спектакля с «волком и зайцем», то Новая сцена Александринского театра точно не для вас.