Текст Дмитрий Лисовский
Безумно и душевно//Форсаж 7
«Форсаж 7» – развлекательное кино, которое смирилось со своей ролью и больше не стесняется.
Разобраться в сюжете без просмотра предыдущих шести частей довольно сложно. За кого Джейсон Стэйтем мстит Вину Дизелю, что за непонятные персонажи на десять секунд и почему Мишель Родригес страдает от потери памяти? За 14 лет серия обзавелась неприличным количеством второстепенных героев и сюжетных линий, а вернее дыр. Неподготовленный зритель пострадает от неизвестности первые полчаса, а потом и забудет о происходящей «Санта-Барбаре».
Создатели решили сбросить последние предохранители разумности, логики и сюжетных штампов. То ли новый режиссёр Джеймс Ван после постановки хорроров «Пила», «Астрал» и «Заклятие» потерял страх к мнению критиков, то ли авторам надоело выдавать своё детище за хоть сколько-то серьёзный продукт. Надо внезапно появиться на дороге? Десантируемся с военного самолета на машинах! Враги застали врасплох внутри небоскрёба? Прыгаем на суперкаре на соседний небоскреб. У злобного арабского принца собственная элитная охрана? Естественно, она состоит из красивых девушек, а возглавляет её профессиональная рестлерша.
После всех трюков главные герои уже не люди, а мстители какие-то. Врезали арматурой по голове? Ссадина, пройдёт. Разбился с каменистого обрыва на машине? Ничего, царапина. Упал с третьего этажа на крышу машины? Два гипса, отличное самочувствие. Схватка Стэйтема с Дизелем проходит с таким же пафосом, как финал «Человека из стали». А уж когда Дуэйн «Скала» Джонсон (в нём за всеми мышцами и узенькими майками человека усмотреть трудно) возьмёт в руки minigun, то тестостерон капает с большого экрана, как при появлении Чака Норриса во вторых «Неудержимых».
Зрелищность и насыщенность действиями сцен – не единственный компонент развлекательного кино, в котором «Форсаж 7» достиг совершенства. Между безумными гонками и драками тут есть короткие хохмы от местного клоуна Тайриза Гибсона и ужасные, уморительные своим пафосом диалоги. В последний раз слова героев так смешили в картинах Квентина Тарантино. При этом даже не хочется требовать серьёзной актёрской игры. Ситуация как с «Мачете» и божественным талантом Дэнни Трехо – зачем стараться, когда одной харизмы хватает? С «Форсажем» то же самое. Вин Дизель может сколько угодно быть похожим на говорящий кирпич, однако подобная игра, на фоне динамичных гонок, взрывов и вечеринок под громкую музыку, здесь и нужна. Во время сцен вечеринок в Джеймсе Ване ненадолго просыпается режиссёр порно (в крайнем случае «Игры престолов»). Даже slow-mo (эффект мнимого замедления времени в кино) он использует, чтобы зритель лучше рассмотрел короткие юбки. Бондарчуку есть чему поучиться!
А теперь серьёзно. Со всей глупостью, игнорированием реальности седьмой «Форсаж» ухитряется быть душевной картиной. Да, это простоватый блокбастер без художественной ценности, но с Полом Уокером. Вся сюжетная линия его персонажа посвящена важности семьи, тому, что за близких можно и пересесть со спортивной машины на шестиместный седан. Трогательных моментов здесь хватает, и за всеми взрывами и юбками их легко рассмотреть. Как и тему прощания с Полом Уокером. Видно, что авторы хотели почтить погибшего друга и коллегу, и у них получилось. Чувствуется теплота и душевность.
Правда, придётся отбросить малейшие надежды на смысл, оригинальность или художественную ценность. Такое часто говорят про блокбастеры, но «Форсаж 7» это особый случай. Представьте себе Уолтера Уайта из сериала «Во все тяжкие», который в один момент устал скрывать криминальный бизнес, бросил жену и поехал жить на Кубе с сыном-инвалидом, армией наёмников и собственным гаремом. Тут примерно тот же случай, только с душевностью. Серия окончательно сошла с катушек, но плохо ли это? При отсутствии всяких претензий на серьёзность «Форсаж» получается самым безумным, весёлым и отбитым развлекательным фильмом за долгое время. Так что развлечься тут точно можно.