Главная » Безграничная власть без любви // Спектакль «Калигула»
Безграничная власть без любви // Спектакль «Калигула»
06.04.2015
Всемирная история богата примерами чистой любви и абсолютного мира, нечеловеческой жестокости и кровопролитных войн. Но историю создают люди, а человек – самое неоднозначное существо на планете. Если летопись веков лучше изучать благодаря написанным книгам, то в театре всегда важна личность человека. Об одной из таких спорных и неоднозначных личностей рассказала нам в своем спектакле режиссер Мария Галязимова.
29 марта на сцене театральной гостиной “VINCI” состоялась премьера спектакля «Калигула» по одноименной пьесе Альбера Камю. Калигула – известный римский император, прославившийся своей жестокостью и порочностью. С юности привыкший к казни людей, он был самым желанным правителем для всех римлян, а также одним из самых кровавых в мировой истории. Римский поэт и философ Луций Сенека как-то сказал, что природа создала Калигулу для того, чтобы показать, на что способны безграничная порочность в сочетании с безграничной властью.
Спектакль начинается достаточно интригующе и хулигански: зритель словно попадает не на спектакль, а на его репетицию. Стоит отметить, что постановка, как утверждают его создатели, родилась благодаря желанию зрителя – из простой актерской читки. Поясню, что актерская читка – один из многочисленных проектов театральной гостиной. Однако, вернемся к спектаклю.
Начинается все с застольного момента репетиции: актеры, погруженные в процесс, бурно обсуждают, что играть и о чем ставить спектакль. Придя к общему мнению, они приступают к забавным перепалкам по распределению ролей. И, наконец, зритель погружается в спектакль. Подобный прием в самом начале взбудоражил каждого, кто, скорее всего, пришел с грузом повседневных забот. Поэтому после 7-10 минут подобного «балаганчика» все уже настроены были взглянуть на римского императора.
Если говорить о приемах, то следует отметить еще один. В спектакле роль нескольких персонажей исполнялась двумя актерами. Ребята менялись прямо на глазах у зрителя, что прекрасно ложилось в заданную атмосферу спектакля – хаос.
Роль беспощадного императора исполнили Олег Луконин и Алексей Козлов – абсолютно разные во всем от внешних характеристик до манеры исполнения артисты. Игра Олега Луконина была похожа на размышления о персонаже. Его Калигула – романтический герой, у которого отобрали возлюбленную, после чего он восстал против всего мира. Главный герой получился без манящей чертовщинки, которую восполнил своей игрой Алексей Козлов. Актер также сыграл Сципиона – антипода Калигулы, а в роли «кровавого императора» немного напомнил мультяшного Короля Джулиана из мультфильма «Мадагаскар» – безумный, самовлюбленный, взбалмошный. Калигула, помимо всего прочего, является воплощением похоти, разврата и свирепости. Внутри персонажа Козлова показалас не просто чертовщинка, а сам дьявол. Этот приём помог зрителю увидеть Калигулу с разных сторон, объяснить, что на все поступки человека есть своя причина. Стоит отметить, что с поставленной задачей, актеры не всегда справлялись, порой, не дотягивая или перетягивая эмоционально.
Из всех актёрских работ в спектакле выделяется игра Анастасии Майзингер в роли Геликона. Дать женщине мужскую роль – это достаточно смело. Хоть современный театр сейчас позволяет все, однако такой прием встретишь не часто. Анастасия, по-мужски тверда и сдержанна в роли Геликона, в финале спектакля предстает той самой возлюбленной Калигулы, чья смерть породила его беспощадность.
Если оценивать спектакль в целом, то следует отметить некоторую затянутость. Длительные сцены диалогов один на один местами провисали и нуждались либо в действии либо в сокращении текста. Отдельные весьма откровенные и грязные сцены длились излишне долго, что, порой, отталкивало от дальнейшего просмотра.
Сценография спектакля полностью отвечает заявленной проблеме. Повсюду размотанные красные нити потрясают и ужасают, создавая ощущение того, что мы не только станем свидетелями чего-то ужасного, но еще и несем в себе этот ужас. А ведь это правда. Калигула – это животное, с которым каждый из нас борется изо дня в день внутри себя. Он есть в каждом из нас.
Мария Галязимова старается показать в своем беспощадном тиране человека. В финальной сцене ей в этом помогает Олег Луконин, однако, мощный тиран, сыгранный Алексеем Козловым, перебивает восприятие, и сострадания к персонажу уже ждать не приходится. Не хватило единства в игре двух актеров, некой определенной точки соприкосновения, которая соединила бы двух совершенно разных людей в целостного персонажа.
У Марии Галязимовой получился спектакль не об исторической личности, а о каждом из нас. Состоялся необходимый современному зрителю диалог, обнажающий все наши пороки и желания.