Некоторые полагают, что могут показать универсальный путь к творческому развитию. Фотограф Андрей Чежин считает, что путь у каждого свой.
Андрей Сергеевич Чежин – признанный мастер фотографии, фотограф-постмодернист, его работы находятся в коллекциях многих музеев как в России, так и за рубежом, в том числе в собраниях Эрмитажа и Русского музея. 26 марта в образовательном центре «Открытые мастерские» состоялась творческая встреча с Андреем Чежиным в рамках его фотовыставки «М & Ж». На встрече Чежин рассказал о творческом пути, об отношении к постмодернизму, об источниках вдохновения и о своем кредо.
Теперь, когда делать фотоснимки стало очень легко, и нас окружает невообразимое количество изображений, самое важное – отбор того, что ты снял. Для того чтобы адекватно воспринимать творчество, необходим культурный багаж. Изучая то, как люди изображали этот мир до тебя, ты начинаешь думать о том, как сфотографировать его так, как никто не фотографировал. Используя чьи-то мысли и идеи следует отдавать себе в этом отчет и пытаться их преобразить, перевести на иной уровень. Постмодернизм сегодня построен исключительно на этом.
«Все говорят, что постмодернизм мертв! Да, я согласен! Мертв. Все, хана. Хорошо, давайте следующий. Пост-пост-постмодернизм? Или пост-пост-пост-пост-постмодернизм? Предложите! Концепция следующая, движение. Мы готовы подключиться. Сам бы выработал что-нибудь, да вот пока не случается! Честно скажу, не Малевич. И не Дюшан. «Черный квадрат»… Можно как угодно относиться к «Черному квадрату» и говорить, что любой ребенок его нарисует. Ребенок не нарисует, потому что ребенку, прошу прощения, нахрен не нужен «Черный квадрат». Это позиция, когда человек, который прошел серьёзную школу, пришёл к выводу, что вот она, икона модернизма. Я понимаю, что мы уже не вернемся к Леонардо… Нет, мы вернемся, но уже в постмодернистских тенденциях, чем я сейчас и пытаюсь заниматься…Но мы уже никогда не будем красить как Леонардо. Искусство должно развиваться. То, как оно развивается, напоминает развитие технологий: мы покупаем одну фотокамеру, через год камера уже устаревает. Покупать каждый год новую камеру это абсурд, потому что фотография рождается в голове. Неважно какую камеру ты используешь, хоть консервную банку с дырочкой, важно придумать то, ради чего и зачем».
Андрей Чежин увлекся фотосъемкой в 80-е годы. Ни на секунду не выпускал камеру из рук. Снимал постоянно. Постепенно он начал понимать, что ему важно не просто сфотографировать объект, но рассказать зрителю с помощью фотоязыка об увиденном. Необходимо было создать визуальный код, и он должен был быть простым.
Сейчас, по словам художника, в его фотографическом кредо есть три темы: непредсказуемость и концептуальность изображения, а также самодостаточность средств выражения.
НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ. Чежин фотографирует исключительно на пленку, нередко еще на советскую, поскольку, работая с пленкой, особенно со старой, ты никогда доподлинно не знаешь, что получишь в результате. Вдруг на эту пленку до тебя кто-то уже фотографировал или засветил ее? Чежин увлекается мультиэкспозицией и нередко снимает на одну пленку по несколько раз. Для него каждая фотосъемка – это эксперимент, и чем более он непредсказуем, тем интересней. Блестящим примером его работы с мультиэкспозицией является серия фотографий, приуроченная к открытию музея Набокова в Санкт-Петербурге. Чежин фотографировал вещи из квартиры Набокова, фотографии из его архива, предметы, воплощающие образы из книг писателя и сюжеты из окружающей действительности. Так, в одном из кадров слились портрет пожилого уже Набокова, шахматная доска (вы, конечно, сразу вспомните «Защиту Лужина») и человеческий силуэт в дворовой арке. Этот силуэт находится в центре кадра как раз по направлению взгляда писателя, и Набоков словно изучает его, как всегда изучал он людей, чтобы создавать из них своих персонажей.
КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ. Во время начала «перестройки» Андрей Чежин, как и многие другие фотографы, увлекался социальной тематикой. Когда запреты рухнули, и из фотопроцесса исчез элемент игры с государством, исчез и интерес к популярной теме. Чежину хотелось фотографировать, но не то, что фотографируют все. Но если нет идеи, то зачем брать камеру в руки? «Были года не очень хорошие, я имею в виду, когда не было идей в голове, но если идея есть, пока я ее не реализовал, то я не сплю и не живу». Постмодернистская традиция помогла выразить в творческом процессе впечатления от посещения выставок или прослушивания музыки. По опыту Андрея Чежина, идея может прийти откуда угодно, хоть из вечерней телепередачи: «В голове – ничего. В ящике – тоже ничего. Вдруг – оба! Вот, вот же оно! Это говорит о том, что сам организм настроен на поиски чего-то неожиданного. Если это произошло нужно почитать что-то, посмотреть, поиграть с идеей, сделать некую историю, которую можно рассказать визуально». Главное, быть честным с собой: не обращать внимания на критику если работа стоящая, а если наоборот, то следует признать ее несостоятельность.
САМОДОСТАТОЧНОСТЬ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ. «Фотошоп дает огромные возможности, однако, мне кажется, что настоящее искусство это всегда ограничение, некие шоры, которые одевают лошадям, чтобы они бежали в определенном направлении. Задача не расширить возможности, а в каком-то узком пространстве создать что-то неожиданное и интересное». Чежин считает важным не терять связь с изначальной идеей. Работа с пленкой гарантирует ему эту связь.
Закончив рассказ о своем творческом кредо, Андрей Сергеевич перешел к демонстрации фоторабот. Было рассмотрено несколько серий, в том числе «Пары», «Линия жизни» и упомянутая выше серия «Набоков». Особое внимание хочется уделить «Альбому для кнопок». Для создания серии художником были использованы в основном найденные негативы. Чежин обратил внимание на то, что люди, просматривая семейные альбомы, зачастую смотрят только на лица, но не видят фотографий целиком. Из найденных им любительских фотоархивов до 1985 года, художник отобрал наиболее интересные и необычные снимки, и при печати заменил лица людей на канцелярские кнопки, унифицировав их общей маской. «Альбом альбомов, господа! Все люди – кнопки! Кнопки бы делать из этих людей». При этом у каждой кнопки есть свое лицо, чье выражение зависит от положения треугольного кончика и угла падения тени от него при фотопечати.
Рассказывая о проекте, Чежин посетовал, что уже не способен фотографировать как любитель: он на автомате снимает профессионально, на подсознательном уровне строит и компонует кадр. О старых архивах фотолюбителей художник рассказывал с неподдельными теплом и любовью. Его восхищает и то, как сделаны карточки, и тот налет старины, патина, которую оставляет на них время.
Если вы никогда не сталкивались с Андреем Чежиным, у вас должен был возникнуть вполне закономерный вопрос: почему именно канцелярская кнопка? Сам фотограф отвечает на него так: «Кнопка – это имидж, с которым я работаю». На публике Чежин нередко появляется в одежде с изображением кнопки и в очках, где одно из стекол также стилизовано под кнопку. «Кнопочка – это кружок с вырубленным треугольничком отогнутым. Этот треугольничек прикалывает, подкалывает. Какое-то противодействие есть, какое-то насилие происходит. На стул учителям подкладывали кнопочки – это же все из детства идет, вы ж понимаете? И сегодня в России продолжают выпускать эти кнопочки, коробочки есть, есть завод во Владимире. Я им туда звоню, они меня знают, все в порядке. Так как их очень много – это структурный объект. Когда вы много кнопочек выкладываете где-то, когда вы обкнопливаете что-то, это приятно и тактильно. Если вы посмотрите на кнопочку, то в ней присутствует два начала, и мужское, и женское, инь и ян. Если ты придумываешь какой-то сюжет с кнопками, то как постмодернист ты прорабатываешь большую историю вообще всего».
Текст и фотографии: Александр Шек
Фотография альбома позаимствована с сайта http://chegin.com/ru