Главная » «Я вам устрою декаданс!» // Серебряная свадьба, Эрарта, 6.02
«Я вам устрою декаданс!» // Серебряная свадьба, Эрарта, 6.02
13.02.2015
Все думают, что кабаре ─ это такое развлекательное шоу, где обязательно присутствуют барышни, задирающие юбки и высоко поднимающие ноги. Группа Серебряная Свадьба видит искусство кабаре по-своему: как сплетение музыки с театром, комедии с трагедией, безумного драйва с тонкой душевной лирикой. 6 февраля в Эрарте группа представила программу «Кабаре в квадрате», в которой, помимо прочего, не обошлось и без «красивых ног».
Эрарта надолго запомнит атмосферу всеобщего балагана: тысячи ног, растаптывающих усталость рабочих будней, дружный хор зрительского бэк-вокала и, конечно, неуемную энергию, бьющую ключом со сцены. Светлана Бень ─ женщина-ураган с неисчислимым количеством безумных и успешно воплощенных музыкально-сценических идей. Её мимика неуловима, взгляд пронзителен и загадочен. Она проживает жизнь каждой своей героини, от надменной дамы в красных трусиках до «Старой Падлы» и, как следствие, обладает непомерным «Жизненным опытом».
Вместе с привычным составом музыкантов появляется и новое лицо: Александр Штерн. Сегодня он актер, рассказчик, певец и один из основных творцов действа, а также гид-проводник в историю немецкого и французского кабаре.
Перед нами 1901 год. В Германии происходит расцвет упомянутого жанра: к традициям французского кокетливого танца подмешиваются элементы сатиры и простонародный юмор. Бенька со Штерном изображают интеллигентного вида пару в обстановке типичной немецкой комнатушки (пивные кружки, расставленные на полках и столах, очень живо передают атмосферу), которая опасливо и безрезультатно пытается выбраться в «свет». Они поют на немецком, но даже для тех, кто не знаком с языком, смысл песни становится очевидным благодаря изумительной актерской игре.
Проводники перебрасывают нас во Францию, напомнив, что именно в этой стране зародилось искусство кабаре. Открывшиеся шантан-кафе облюбовали поэты и музыканты, любившие по вечерам прогуливаться по изящным парижским улочкам. Но один из них, Поль Верлен, обладал странной фобией: он боялся луны. «Dans l’interminable» («Во мгле новолунья») прозвучала на контрасте с предыдущими номерами: от загадочной и драматичной песни по телу пробежали мурашки. К теме «луны» Бенька неравнодушна: ещё одна, более жизнерадостная песня «Я─Луна» входит в репертуар большинства концертов.
Программу «Кабаре в квадрате» музыканты решили открыть малоизвестными песням, что стало особенно приятным сюрпризом для закоренелых фанатов. Необычный формат освежил творчество любимой группы, а новые песни воспринялись ничуть не слабее хорошо известных «старых».
От французского поэта повествование перешло к Бертольду Брехту ─ известному немецкому поэту, драматургу и прозаику. «Моей бабушке было 72 года», ─ так начинался один из его рассказов, который по-детски пересказывала Бенька. На 72 году жизни одна почтенная фрау начала ни с того, ни с сего чудить: посещать кинематограф, совершать поездки на тележках. «Она имела в жизни долгие годы беспросветного рабства и очень малое время совершеннейшей свободы», ─ таким было предисловие к песне «Старая Падла», которую Светлана исполнила в «бабушкином» наряде с неизменной гармоникой в руках. Тема «маленького человека», к которому принадлежала фрау до её чудесного исцеления, звучит в следующей жалобной песне, исполняемой… куклой. Бедный тряпичный персонаж настолько напуган и забит, что всячески пугается своих внезапных высказываний: мол, нигде вы меня не видели и с транспарантом на митинг не являлся. Кукловоды в лице Беньки и её помощника мастерски управляют куклой, которая потешно дергается, вертит головой и разводит руки, как будто говорит: «Я тут совсем, ну совсем не при чем!».
К творчеству Бертольда Брехта Бенька возвращается ещё не раз. Кошмар призывника в «Легенде о мертвом солдате» она демонстрирует наглядно: отжиманиями и приседаниями в противогазе. «Ты─ годен! Ты─ годен!» ─ раздаются надрывные крики. Надо заметить, что сама певица обладает отличной физической формой: она прыгает, танцует, дурачится и при этом ничуть не проигрывает в качестве музыкального исполнения.
Темы немецкого кабаре занимают внушительную часть репертуара «Кабаре в квадрате». Музыканты исполняют немецкий вальс, где все желающие могут выйти на сцену парами и вдоволь повальсировать. В партнерах у певицы ─ мужской пиджак, к которому она трепетно прижимается в танце. Пока взрослые танцуют, мальчик пишет в школьном сочинении о войне и Боге. Школьник своими словами описывает атрибуты войны и, как идя на битву, каждый «народ» просит у одного Бога, чтобы тот помог ему. Над таким сочинением посмеялась бы любая учительница литературы и, не задумываясь, влепила бы «двойку», но ведь «знание нынче ─ так дорого!». Все же сквозь смех проникали нотки искреннего доверия детской логике.
Если немецкое кабаре в основном настроено на серьезный лад, то французское всецело поглощено темой любви в целом и в отдельности к этой прекрасной стране. На этом месте народ в зале завизжал в предвкушении, пожалуй, самой известной песни Серебряной Свадьбы ─ «Франция и Я».
Наряду с темой маленького человека, свободы и любви также не обошли стороной и тему борьбы с безденежьем. Группа прямо на сцене устроила настоящий «уличный» концерт с обязательным атрибутом всех представителей древнейшей профессии (т.е. уличных музыкантов) ─ шапкой для сбора подаяний. «Попрошайки-музыканты» спускались со сцены и бродили среди слушателей, выклянчивая «хотя бы яблочко». «Мы так не уедем из Питера», - подвела итог Бенька.
К удивлению пришедших, отыгранные два часа были всего лишь первым отделением. Серебряная Свадьба после небольшого перерыва, не теряя задора, во втором отделении исполнили все самые известные песни, в том числе и из нового альбома, так что даже самый легкоранимый слушатель остался необиженным.
После трех с половиной часового концерта в ногах почти не осталось сил, ведь ты всегда принимаешь самое, что ни на есть, живое участие во всех музыкальных номерах: танцуешь, пляшешь, поддерживаешь одобрительными криками. Сцена перед глазами скачет то вверх, то вниз.
Внутри ─ детская радость от того, что сегодня дурачиться не только можно, но и нужно!