Спектакль, который можно не только посмотреть, но и почувствовать, был представлен публике на Новой сцене театра им. Ермоловой. Постановка Алексея Размахова «Утюги» по пьесе Анны Яблонской никого не оставила равнодушным.
Невероятная близость между зрителем и актером – это то, чем всегда славился камерный театр им. Ермоловой. Граница между сценой и залом размыта, и зритель невольно становится собеседником и участником событий. Спектакль ‘’Утюги’’ знакомит нас со своими героями еще до начала действия. Как бездыханные куклы, актеры неподвижно стоят на сцене, пока зал наполняется публикой. После того, как все займут свои места, воцаряется пятиминутное неловкое молчание, похожее на затишье перед бурей – бурей чувств, мыслей и эмоций.
Семья из четырех человек – мать, двое сыновей и дядя – живёт на маленьком острове, окруженном морем. Эти люди недавно пережили смерть близкого человека – мужа, отца и брата. По воле случая на острове появляется молодая пара, Пол и Мария. Шесть человек, шесть судеб, шесть трагедий, больших и маленьких, на острове в штурмующем море.
Герои оголяют свои мысли и чувства перед зрителем, оставляя каждого один на один с этой наготой. Публика получает возможность примерить историю любого из них на себя и задать вопросы, которые так мучают жителей маленького острова.
Мальчик, который коллекционирует утюги
Парень Саша (Даниил Могутов) верит, что однажды приедет богатый человек и выкупит его коллекцию утюгов. В этой странной деятельности он как будто уходит от реальности. Саша тяжело переносит смерть отца: воспоминания о нём вызывают нервные приступы. Молодой человек не может простить дядю за то, что тот не спас папу. Саша не находит применения своим умениям и талантам. На маленьком острове он, как в клетке, не на своем месте. Но, чтобы покинуть ненавистный дом в поисках лучшего, надо отпустить обиды и страхи, ответив на главный вопрос:
«Как убежать от себя и своего прошлого?»Женщина, которая потеряла
Мать Саши (Елена Пурис) еще молодая, но убитая горем вдова. Она очень переживает из-за сына и враждебной обстановки в доме и всё время корит себя за то, что потеряла во время переезда шарф – семейную реликвию. Но в этом ли дело? Что потеряла эта женщина с грустными глазами во время переезда на холодный остров на самом деле? Дом, всякую связь с семьёй, надежду на светлое будущее и мужа, ради которого когда-то отказалась от всего.
«Как отпустить и жить дальше?»Дядя Ваня
Как и его Чеховский тёзка, дядя Ваня (Николай Токарев) – человек вторых ролей. Будучи младшим сыном, он всю жизнь был под влиянием старшего брата, культивировал его и даже уступил ему свою единственную настоящую любовь. Племянники винят дядю в смерти отца, да и он сам бесконечно терзает себя чувством вины.
«Что можно простить себе, а что нельзя?»Человек, который может купить даже то, что не продается
Пол (Борис Миронов) – очень обеспеченный англичанин зрелого возраста, который коллекционирует редкие старинные утюги и прочую антикварную утварь. Способный купить всё что угодно, он видит смысл своей жизни в погоне за вещами, которые тяжело отыскать и почти невозможно купить. Пол приходит в ярость, когда слышит от Саши отказ в продаже утюга, который достался ему от бабушки. Это далеко не всё, что англичанин упустит на маленьком острове. Но там же он и обретет вещь дороже всяких утюгов – ответ на вопрос:
«Что, все-таки, купить нельзя?»
Актриса, сыгравшая ветер
Маша (Дарья Мельникова) – совсем юная жена Пола и начинающая актриса. Красавица из неблагополучной семьи сразу же влюбляется в загадочного иностранца и уезжает с ним заграницу: “Он был первый трезвый мужчина, которого я видела. Я даже не знала, что такие бывают!” Для Пола она представляет не большую ценность, чем его очередной антикварный утюг. Но на острове девушка откроет для себя настоящее чувство и поймет, наконец:
«Что значит любить и быть любимой?»
В конце пьесы у каждого героя происходит переоценка ценностей. По мертвенно белой и пустой ранее стене начинает стекать чёрная краска, и эти мечущиеся, такие разные, каждый со своей трагедией и мечтой, люди начинают рисовать море. Место обретает пространство, и появляется надежда, что дальнейшая жизнь без оков возможна.
Потрясающая игра актеров, заставляет зрителя смеяться и плакать, сочувствовать героям, радоваться и влюбляться вместе с ними. Оригинальная подача, различные звуковые и визуальные приемы делают картину тонкой и эстетичной. Происходящее на сцене вызывают целую гамму эмоций. Это то, что нельзя описать словами, можно лишь испытать на себе, посетив данный спектакль в московском театре им. Ермоловой на Таганке.