Вселенная Стивена Хокинга: многогранный фильм о многогранном человеке

Стивен Хокинг – человек, имя которого известно почти каждому. Но что каждый из нас может сказать о нём, кроме того, что он учёный, прикованный к инвалидному креслу? TTOE_D09_03773_s Стивен Хокинг – человек, прошедший удивительный жизненный путь, личность невероятной силы духа, в которой бурлит желание жить. Этот учёный перевернул представления о таких понятиях, как «бесконечность», «время», «вселенная», а данный фильм – это великолепная история его жизни. Фильм снят по мотивам книги Джейн Хокинг (жены учёного) «Путешествие в бесконечность: Моя жизнь со Стивеном», и это придаёт картине неординарный взгляд на великого физика глазами его супруги. Лента повествует не отдельно о Хокинге-учёном, Хокинге-супруге, Хокинге-инвалиде, она повествует о человеке во всех аспектах его жизни. Эдди Рэдмейн, сыгравший роль Стивена Хокинга – это находка. Он настолько хорош, что воспринимается не как актёр, играющий известную личность (как было с Эштоном Кутчером в роли Стива Джобса), а как реальный Хокинг. Он прекрасно передал все стадии болезни своего героя, ты действительно сопереживаешь персонажу, у которого  постепенно прогрессирует болезнь. В начале он нечаянно роняет кружку с чаем, а в конце он сидит в инвалидном кресле и может двигать только пальцем левой руки. В рамках своего образа Рэдмейн часто должен был играть только глазами, и это у него получилось. Как он смог передать весь спектр чувств и эмоций глазами и теми немногими мышцами, что были в его распоряжении? Работа Рэдмейна в этой картине – тот случай, когда пропадает дар речи от увиденного на экране. Свою номинацию на «Оскар» за главную мужскую роль Эдди заработал дважды, и я ни сколько не удивлюсь, если он победит. TTOE_D03_01209 Жену Стивена, Джейн, сыграла Фелисити Джонс, лично мне известная по добротной английской комедии «Без Истерики!», где она показала себя с хорошей стороны. Её Джейн Хокинг – это 100% попадание в образ. Был страх, что героиня Фелисити будет достаточно картонной, что она будет в образе женщины, пожертвовавшей своими мечтами ради семьи. Как велико было моё удивление, когда я увидел на экране сначала весёлую и жизнерадостную девушку, позже верную и преданную жену, и в самом конце поистине великую женщину. Мы видим в душе главной героини настоящие переживания: как она страстно любит Стивена, как борется за его жизнь, как ласково и нежно ухаживает за ним, как впадает в депрессии от того, что иногда она просто не может справиться со всеми заботами одна. К тому же, у Стивена и Джейн три ребенка, которые были на плечах жены, помимо самого Стивена, тоже требовавшего ухода. Мы видим, что Джейн на протяжении всей жизни движет не чувство долга перед мужем-инвалидом, которого она когда-то любила, а искренняя любовь, которая развивается и терпит испытания. Любовная история этих людей очень нестандартна, она трогает и заставляет задуматься о многом. Не буду раскрывать все карты, но, будьте уверены, любовная линия этого фильма вначале удивит, а потом заставит о многом задуматься. Работа оператора восхитительна, казалось бы, не так уж много предпосылок к завораживающим кадрам, это не «Интерстеллар» с его космическими видами, а история жизни учёного из Кембриджа. Тут нужно отдать должное Бенуа Деллому, он профессионал своего дела. Виды очень радуют глаз, а некоторые кадры просто завораживают. В прицел объектива Бенуа попадает Великобритания, почти все сцены сняты в Кембридже с его средневековой архитектурой, лекционными залами и лабораториями, погружающими в быт главных героев. Фильм пропитан духом Англии не только по части интерьеров и великолепных костюмов (один Эдди Рэдмейн сменил 77 нарядов), но и в юморе. В картине задействованы отличные шутки, драматизм не давит на зрителя все два часа, а скорее наоборот – улыбка и смех, вот что чаще испытываешь при просмотре, хотя в нужные моменты наворачиваются слезы. TTOE_D04_01565-01568_R_CROP Джеймс Марш, режиссёр, обладатель премии «Оскар», смог создать гармоничный фильм, который динамично, но при этом не рвано рассказывает о судьбе семейной четы Хокингов. Марш смог в некоторых сценах, которые по сути своей не выразительны (эпизод со свитером или с игрой в крокет), сконцентрировать столько эмоций и мыслей, что эти моменты точно и доступно передали очень сложные, на эмоциональном уровне, вещи, связанные с прогрессирующей болезнью Стивена. Одна из самых важных частей фильма – концовка. Бывают случаи, когда фильм при просмотре воспринимается с восторгом, но после финала портится всё впечатление. Финал в картине «Вселенная Стивена Хокинга» – один из самых сильных и, главное, ёмких, что мне доводилось видеть. Он настолько глубок по смыслу, что одновременно задумываешься над вопросами: «что такое время?» и «что является главной ценностью в семье?», мы видим триумф учёного и гордость отца, видим любовь, но любовь особую, которая удивляет. TTOE_D01_00123_s Фильмы в жанре биография всегда сложны тем, что повествование ведётся не о конкретном событии, а о личности. Личность, а особенно такого выдающегося человека, как Стивен Хокинг, невероятно многогранна. В течение жизни человек решает множество внутренних конфликтов, сталкивается с различными проблемами, решает вопросы, связанные с религией и наукой, друзьями и изменами, впадает в депрессии и испытывается славой. Стоит осознавать, как велик риск потеряться среди всего этого многообразия и получить невнятную картину, либо же, выделив несколько основных событий и мыслей, передать образ человека недостаточно точно и многогранно. Фильм «Вселенная Стивена Хокинга» – шедевр, передавший весь спектр чувств, мыслей и событий, связанных с великим человеком, и при этом протянувший красной нитью через весь фильм мысль, сказанную самим Стивеном Хокигном – «Какой бы плохой ни казалась жизнь, если есть жизнь, есть и надежда».

 Текст Даниил Замешаев

Отзывы

Комментариев: 1

  1. Любитель пить колу

    Мотивирующая рецензия, захотелось сходить в кино на этот фильм.
    Надеюсь оправдает мои ожидания.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения