Специальный показ фильма «Урок» в Санкт-Петербурге.
Художественный фильм "Урок" молодого латвийского режиссера Андриса Гауя уже успешно показал себя на кинофестивалях в Монреале, Чикаго, Бергене, Котбусе и российском "Киношоке". На февраль-март 2015 года намечено плотное европейское турне киноленты и, что особенно приятно, началось это турне с показа картины в Санкт-Петербурге.
Широкой публике фильм представили 13 февраля в "Лендоке", а накануне был устроен специальный закрытый показ картины в Генеральном консульстве Латвии в Санкт-Петербурге. На этом показе в неформальной обстановке свое произведение представили лично режиссер фильма Андрис Гауя и актриса Эльза Фельдмане. Небольшую речь произнесла и Генеральный консул Латвийской Республики Ирина Мангуле, радушно принявшая мероприятие в стенах столь официального заведения.
"Урок" (или в оригинале "Выпускной год") рассказывает о непростых отношениях новой преподавательницы русского языка и литературы Зане с учениками своего выпускного класса. Непопулярность самого предмета в странах Прибалтики и "трудный возраст" учеников, не признающих авторитета учителя, делают и без того непростой труд работника сферы образования еще сложнее. Но, будучи особой весьма прогрессивных взглядов, Зане быстро находит общий язык со своими подопечными - достаточно устроить несколько алкогольных вечеринок с душевными беседами, и юные неокрепшие умы сами возведут тебя на пьедестал. Все идет хорошо, пока один из учеников Макс не начинает усиленно добиваться ее внимания. Понимая, что такие отношения ни к чему хорошему не приведут, педагог все же позволяет себе поддаться эмоциям и принять ухаживания назойливого молодого человека. Не нужно говорить, что оставить это в секрете в наш век развитых технологий почти невозможно. На этом налаживающаяся жизнь Зане начинает медленно ползти под откос.
"Урок" можно смело назвать первой полнометражной работой Андриса Гауя. Задуманный как документальный проект о современных латвийских школах в 2010 году, киноработа плавно переросла в самодостаточное художественное произведение. От изначального замысла лента унаследовала псевдодокументальный стиль и съемки ручной камерой в стенах настоящей школы. Такое решение вполне оправдано: подобной манерой съемок создается впечатление, что нам хотят рассказать реальную историю без привкуса глянца, хотя сам режиссёр утверждает, что 80% ситуаций в сценарии являются вымышленными и наполнены лишь некоторыми реальными моментами и архетипами. Предыдущий фильм режиссера "Дела семейные", также успешно показанный на многих кинофестивалях и номинированный на российскую премию "Ника" имел хронометраж менее часа, но уже задал депрессивный тон работам режиссера. В новой ленте "чернухи" заметно меньше, но все доведено до крайности и максимального реализма (причем в такой степени, что еще чуть-чуть и происходящее на экране может показаться фантастикой) - если что-то плохое может произойти, то это произойдет и обрушится на голову молодой учительницы. Все скверное, что окружает нас - зависть коллег, ревность подруг, предательство друзей в той или иной степени коснется героини. Даже у такого светлого чувства как любовь будущее весьма туманно: готов ли подросток на серьезные мужские поступки и взрослые решения, и почему сама взрослая женщина ведет себя как ребенок? На протяжении календарного года она вытворяет такие немыслимые вещи, за которые увольняют на следующий день, причём с перспективой тюремного заключения. Здесь же хоть какие-то серьезные меры в отношении Зане принимаются лишь ближе к финалу картины. О таком терпеливом и снисходительном директоре, который показан в картине, вправе мечтать каждый учитель.
Как ни странно, у себя на родине все престижные кинопремии обошли ленту стороной. Возможно, из-за того, что первую треть картины показываются проблемы учителя и совершенно неуправляемой современной молодежи, да и щекотливую тему неформальных отношений педагога и ученика, которая занимает практически все основное экранное время, тоже следует учитывать.Большинство зрителей старшего поколения были возмущены таким отображением образовательного учреждения и требовали не допускать фильм к широкому прокату, отмечая, что режиссер собрал воедино все негативное и ситуация, отображенная в фильме абсолютно нереальна. Однако латвийская молодежь, среди которой лента пользуется феноменальным успехом, обходя в прокате даже известные блокбастеры, абсолютно не согласна с таким мнением и утверждает - реальная ситуация не отражена достаточно жестко, в реальности все гораздо хуже.
Подводя итог, можно сказать, что хоть кинокартину нельзя назвать лучшей среди себе подобных (а темы, затронутые в фильме, уже не раз поднимались в современном кино), но для молодого начинающего режиссера работа вполне достойная.Скандинавия и Прибалтика, выдающие одни из самых качественных арт-хаусных проектов в последние годы, стабильно держат планку. Пожелаем режиссеру удачи в дальнейшем творчестве, а фильму "Урок" успешно завершить свой тур и забрать себе в копилку еще не одну престижную награду.
Текст: Денис Зуев и Вадим Бобрицкий
Фото: Денис Зуев.
[gallery link="file" ids="74675,74676,74677,74678,74679,74680,74681"]